Поиск по сайту


       



Анджелико прозвище Фра Джованни да Фьезоле

1395-1400, Виккьо ди Муджелло - 1455, Рим


АНДЖЕЛИКО

прозвище Фра Джованни да Фьезоле, в миру Гвидо ди Пьетро Angelico, Fra Giovanni da Fiesole, dans ie siecle Guido di Pietro, dit (1395-1400, Виккьо ди Муджелло ? - 1455, Рим) итальянский художник Недавно найденные документы не позволяют больше рассматривать 1387 как дату рождения Фра Анджелико; художник родился гораздо позже. 31 октября 1417 он был записан в общину СанНикколо церкви Кармине во Флоренции еще как светское лицо; кроме того, в 1418 его мирское имя упоминается в документах о плате за несохранившуюся картину, исполненную для капеллы Гирардини ц. СанСтефано аль Понте. Однако в другом документе (1423), о плате за <роспись креста> в больнице СантаМария Нуова, художник назван <братом Джованни из монастыря СанДоминико во Фьезоле>. Вазари называет его Фра Джованни Анджелико, подтверждая имя, которым до него пользовались Фра Доменико да Корелла и Ландино. Было бы нелепо воображать художника робким братом отшельником, поскольку его художественная деятельность была очень активной и имела широкое распространение. Достаточно напомнить, что в своем письме (1438) Доменико Венециано называет крупнейших художников ФлоренцииФилиппе Липпи и Фра Анджелико; и именно Фра Анджелико папа поручил роспись капеллы Сакраменто в Ватикане. Его монашество не помешало художнику быть в курсе всех новшеств ренессансного искусства; больше того, опередив Липпи и Паоло Уччелло, он первым понял значение новой архитектонической концепции Брунеллески и живописной революции Мазаччо, хотя и истолковал их в упрощенной и чистой античной и раннехристианской манере. В XIX в., опираясь на рассказ Вазари, который, в свою очередь, следовал предписаниям Контрреформации, исследователи настаивали на созидательном и набожном характере живописи Фра Анджелико; сегодня предпочитают говорить о его связях с первым Возрождением, его новаторстве и влиянии Мазаччо, которое проявляется во всех ранних произведениях художника. Раннее творчество. Р. Лонги, говоря о ранней деятельности Фра Анджелико, убедительно замечает, что после первого проявления влияния Мазаччо ( <Кающийся св. Иероним>, 1424, Принстон, Университет) Фра Анджелико испытал влияние Джентиле да Фабриано (алтарь ц. СанДоменико во Фьезоле, 1425; пределлаЛондон, Нац. гал.), а около 1430 вновь вернулся к манере Мазаччо. В это время художник создал ряд небольших картин, таких, как <Наречение имени Иоанну Крестителю> (Флоренция, музей СанМарко), <Рождество> (Форли, пинакотека) и др. Формы и организаци пространства в этих произведениях напоминают фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи. Период 1430-1445. Эти поиски нашли свое завершение в <Короновании Марии> (Париж, Лувр), созданном до 1435 и помещенном в одном из трех алтарей ц. СанДоменико во Фьезоле. Впечатляет мастерство, с которым художник строит перспективу, а ритмы объемных фигур в пространстве столь точны, что можно вообразить себе восхищение, которое испытали перед этой картиной Доменико Венециано и Пьеро делла Франческа. Однако в <Мадонне Линайуоли> (1433, Флоренция, музей Сан Марко) эта необыкновенна пространственная острота значительно ослаблена:

Дата публикации: 1-8-2010
Прочитано: 2007 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]