Поиск по сайту


       



Андреа Дель Сарто

1486, Флоренция - 1530, там же


АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО

прозвище Андрей д'Аньоло ди Франческо Andrea del Sarto, Andrea d'Agnolo di Francesco, dit (1486, Флоренция - 1530, там же) итальянский художник Творчество Андреа дель Сарто связано с Флоренцией; подмастерье в мастерской ювелира, а затем ученик живописца Пьеро ди Козимо, он сочетает в своих ранних произведениях влияние своего учителя и Перуджино. Его пять фресок (1509-1510) со сценами из <Жизни св. Филиппа Беницци> в переднем дворе ц. СантиссимаАннунциата, законченные в 1514 (первый монументальный ансамбль, созданный во Флоренции после работ Леонардо и Микеланджело в Палаццо Веккио), связаны своей полнотой и простыми ритмами с повествовательной традицией живописи кватроченто. В 1514-1528 вместе с Франчабиджо Андреа работал над гризайлевыми росписями во дворике монастыря Скальци во Флоренции - 10 сцен из <Жизни Иоанна Крестителя> и 4 аллегорических композиции с изображением добродетелей ( <Вера, Надежда, Любовь, Справедливость>). Ритм ансамблю создают пилястры и иллюзорные бордюры. По своей монументальности и спокойной мощи этот цикл, - в котором заметны некоторые мотивы, заимствованные у Луки Лейденского и Дюрераведет к искусству Микеланджело, в частности к <Давиду> и <Битве при Кашине>. Несколько картин Андреа, принадлежащих типу <святого собеседования> и исполненных в 1512-1513, впитали в себя классические формулы Фра Бартоломео ( <Благовещение>, Флоренция, Палаццо Питти; <Обручение св. Екатерины>, Дрезден, Картинная гал.). Вместе с тем два панно с изображением <Истории Иосифа> (Флоренция, Палаццо Питти), составляющие ансамбль, заказанный в 1515 семьей Боргерини, свидетельствуют об индивидуальной манере Андреа в расположении фигур на фоне пейзажа. То же сдержанное оживление исходит от <Мадонны с младенцем, св. Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем> (СанктПетербург, Гос. Эрмитаж), возможно, написанного под влиянием <Мадонны дель Импанната> Рафаэля, показанной во Флоренции в

1514. В величественной <Мадонне с гарпиями> (1517, Флоренция, Уффици) появляется несколько завуалированная меланхолия; это настроение будет развито художником в теме <Пьеты>, к которой Андреа обращалс несколько раз (вариант - 1521, Вена, Музей истории искусств). Благодаря своей известности Андреа вскоре был приглашен королем Франциском 1 во Францию (1518), где написал картину <Любовь> (Париж, Лувр), повторяющую пирамидальную конструкцию <Св. Анны> Леонардо. Чувствительный к формальным поискам своего ученика Понтормо (хотя Андреа и были чужды его экспрессивные дерзания - <Мадонна делла Скала>, Мадрид, Прадо; <Мадонна с младенцем>, 1519-1520, Рим, гал. Боргезе), художник демонстрирует в своей большой фреске <Дань Цезарю> в Поджо-а-Кайано (1520-1521) стремление к упрощенности и монументальной уравновешенности, что окажет глубокое влияние на флорентийских художников конца века, стремящихся избежать условностей маньеризма. Четка артикуляция и светлый колорит в поздних произведениях Андреа уступят место многочисленным эффектам драпировок ( <Успение Марии>, Флоренция, Палаццо Питти). Классицизм Андреа, сочетающий в себе изящество Леонардо и формальные поиски Рафаэля и Фра Бартоломео, нашел свое высшее выражение в портретах (Флоренция, Уффици и Палаццо Питти; Мадрид, Прадо), полных тревоги и чисто флорентийского беспокойства, породившего маньеризм.

Дата публикации: 21-8-2010
Прочитано: 1461 раз
-  1  -
 1  | 2[>]