Поиск по сайту


       



Антонелло ДА Мессина

ок. 1430, Мессина - 1479, Венеция
открытие. В сицилийских документах 1465-1472 им художника не упоминаетсявозможно, что он совершал в это время поездки в Рим, Милан или Венецию, где и познакомился с передовыми методами Возрождени В <Полиптихе св. Григория> (1473, Мессина, Нац. музей) живописец создает уже совсем другой эмоциональный образ: архаичная нидерландская аналитика ранних произведений поглощается оригинальной композицией, построенной по тосканским законам перспективы. Новые принципы достигают своего апогея в композициях <Ессе Homo> (1470, НьюЙорк, музей Метрополитен; Генуя, Нац. гал., Палаццо Спинола; 1473, Пьяченца, колледже Альберони; 1474, Вена, частное собрание) и <Благовещение> (1474, Сиракуза, Нац. музей). Эти произведения свидетельствуют о полном признании Антонелло искусства Пьеро делла Франчески. Художник овладевает мастерством в трактовке форм, пространства и рассеянного света, моделирующего объемы. Характерным примером является чистая и ирреальна <Мадонна Бенсон> (Вашингтон, Нац. гал.), в которой стилистическая строгость сочетается с выразительным лиризмом, придающим картине нежность и камерность. <Мадонна Бенсон> как бы завершает эволюцию, начатую <МадоннойАннунциатой> (Балтимор, Художественная гал. Уолтерса) и <Мадонной Салтинг> (Лондон, Нац. гал.), которые считаются ранними произведениями художника. Антонелло в Венеции. В 1475-1476 в Венеции Антонелло создает несколько знаменитых портретов ( <Мужской портрет>, Рим, гал. Боргезе; <Кондотьер>, Париж, Лувр; <Портрет старика>, Турин, Гор. музей) и алтарных картин, которые считаются самыми торжественными и волнующими в живописи XV в. <Св. Себастьян> из ц. СанДжулиано (Дрезден, Картинная гал.) и <Мадонна со святыми> из ц. СанКассиано (фрагментыВена, Музей истории искусств). Эти произведения, прямо или косвенно (благодаря Джованни Беллини), сыграли важную роль в развитии венецианской живописи конца XV в. В своих больших картинах Антонелло достигает чистоты ритма и тонов, служащих широкому, монументальному синтезу. Напротив, в меньших по размеру <Распятиях> (1475, Антверпен, Кор. музей изящных искусств; 1475 или 1477, Лондон, Нац. гал.) художник избирает более тщательную и описательную, типично нидерландскую объективность. К этому периоду можно отнести и <Св. Иеронима> (Лондон, Нац. гал.), хотя многие исследователи считают эту картину ранним произведением художника. Позднее творчество. По возвращении из Сицилии в Венецию в конце 1476 Антонелло пишет <МадоннуАннунциату> (Палермо, музей; предшествующая ей <МадоннаАннунциата> из Старой пинакотеки в Мюнхене создана в то же время, что и <Полиптих св. Григория>). Это произведениевысшее достижение позднего творчества художника. Антонелло, который был сначала чужд ренессансным исканиям, стал затем одним из инициаторов Возрождения, сохраня при этом абсолютно независимую позицию. Гений Антонелло почти не отразился на развитии искусства в Сицилии и Южной Италии, бедной на подлинных художниковтворцов. Но на венецианских мастеров Антонелло оказал глубокое влияние; богатство его творчества открыло широкие перспективы для великих живописцев следующего поколения, таких, как Мантенья и Карпаччо.

Дата публикации: 16-6-2010
Прочитано: 1818 раз
-  2  -
[<]1 |  2