Поиск по сайту


       



АРП Ханс

1886, Страсбург - 1966, Базель
АРП Ханс


Арп ханс


Alp, Jean ou Hans (1886, Страсбург - 1966, Базель) французский живописец, скульптор и поэт В 1904 Арп поступает в Веймарскую Академию, где его соученик Гауптман сделал его портрет (1905, Гамбург, Кунстхалле); с 1908 он учится в академии Жюлиана в Париже. Затем Арп уезжает в Вегтис (Швейцария) и участвует в 1911 в образовании группы . В Мюнхене он знакомится с Кандинским, участвует в деятельности группы <Синий всадник> и сотрудничает в журнале <Штурм> (1912), а также знакомится с Делоне. Произведения этого периода (а именно тогда Арп понастоящему занимался живописью) восходят к сезанновскому кубизму ( <Три женщины>, 1912, частное собрание). В Париже в 1914-1915 Арп посещает Аполлинера и Пикассо. По возвращении в Швейцарию, в Цюрих, он создает свои первые коллажи и абстрактные композиции ( <Статическая композиция>, 1915, Париж, частное собрание). В 1915 он исполняет коллажи и ковры с прямоугольными формами под влиянием Софи Тойбер, на которой Арп женится в

1922. В 1916 художник становитс одним из основателей движения дала в Цюрихе, иллюстрирует <25 Поэм> Т. Тцары и создает серию абстрактных гравюр ( <Этюды симметрии>). В 1916 он исполняет свои первые деревянные раскрашенные рельефы ( <Цветокмолот>, 1916-1917, Гаага, Муниципальный музей), а в следующем годугравюры на дереве и большие геометрические коллажи. В 1919-1920 вместе с Эрнстом и Баргельдом он принимает участие в движении дада в Кельне. В 1926 Арп переезжает в Медон и в 1925- 1930 участвует в выставках сюрреалистов в Париже ( <Торс и пупок>. 1927, частное собрание) и сотрудничает в голландском журнале <Де Стейль>. Хотя Арп все больше отдается скульптуре, с 1931 он продолжает свои коллажи и графические опыты; с Софи Тойбер и Тео ван Дусбургом он создает росписи в доме <Обетт> в Страсбурге (1926-1928, не сохранились), а с 1930 делает <разорванные бумаги> ( ), которые в 1983 были выставлены в Нац. музее современного искусства, Центре Помпиду в Париже. В этих хрупких произведениях отражается влияние дадаизма, которое художник почувствовал особенно остро и которому он обязан своей поэтикой пространства и случайного. Во время войны он работает в Грассе с Соней Делоне и Маньелли (литографии, 1941). Он совершает путешествие в Америку (1949 и 1950), потом в Грецию (1952, 1954) и живет в Медоне и Базеле. Вплоть до самой смерти он создает свои графические произведения (ксилографии, офорты). Его гравюры на дереве, очень изобретательные и пластичные, располагаются между чистой абстракцией и морфологией. Он создал иллюстрации к своим собственным текстам ( <Парусник в лесу>, Париж, 1957, ксилографии; <Улица Габриель, дом 1>, Париж, 1958, 12 офортов; <К белой бесконечности>, Париж, 1960, офорты). Арп создал также картоны для ковров ( <Надир>, 1960). Произведения художника особенно полно представлены в музее КрёллерМюллер в Оттерло (собрание М. АрпХагенбах), в Кунстхалле в Гамбурге, в КастеллоВисконти в Локарно (дар Арпа, 1965). В Кламаре, близ Парижа, открыт фонд Арпа. В 1986- 1988 большая выставка Арпа прошла в Соединенных Штатах и Европе (Штутгарт, Страсбург, Париж), а в 1990 - в Москве (Музей изобразительных искусств

Дата публикации: 20-6-2010
Прочитано: 2482 раз
-  1  -
 1  | 2[>]