Поиск по сайту


       



Артсен

1508, Амстердам - 1575, там же


АРТСЕН

Питер Aertsen, Pieter (1508, Амстердам - 1575, там же) нидерландский художник Сын чесальщика шерсти (подпись Артсена часто напоминает трезубецупрощенную форму гребня для чесания шерсти), прозванный за свой высокий рост <Длинным Питером>, Артсен, по словам ван Мандера, учился у А. Класа и, возможно, совершил путешествие в Италию. В 1535 он вступил в гильдию живописцев Антверпена; жил он тогда у Яна Мандина. Гражданин Антверпена, он женился в 1542, став таким образом дядей молодого Бекелара, своего будущего и блестящего альтер эго. Быстро достигший признания (уже в 1540 у него появились первые ученики), он разбогател и имел заказы во Фландрии (алтарные картины в Антверпене в 1546, в Лео в 1554) и Голландии (витражи в Амстердаме в 1556, заказы торговца и мецената Раувартса). Затем Артсен возвращается в свой родной город, где упоминается в 1557 и получает гражданство в 1563, все еще сохраня деловые отношения с Антверпеном и Лео. Его возвращение в Голландию объясняется не религиозными причинами и не постоянной конкуренцией Флориса, как обычно считается, а несомненно важностью заказов, дл исполнения которых требовалось личное присутствие художника, например, алтарные картины в Аудекерк (о которой говорил Вазари) и в Ньивекерк в Амстердаме (от которой сохранился только фрагмент с изображением удивительной головы быкаАмстердам, Гос. музей). <Этот прекрасный и достойный великого мастера памятник был, к несчастью для искусства, уничтожен святотатственными руками иконоборцев вместе со многими другими его произведениями>, - пишет ван Мандер. Картина <Молочница> (Лилль, Музей изящных искусств) - самое раннее датированное произведение художника, дошедшее до нашего времени. Она создана в 1543 и свидетельствует о склонности Артсена к национальному реализму, настойчивому и примитивному, близкому реализму Питера Брейгел Вместе с тем многочисленные алтарные картины, исполненные в 1540-е ( <Распятие>, <Рождество>, Брюгге, ц. Спасителя), показывают нам художника, использующего уроки <романистов> (ван Орлей) и особенно антверпенских мастеров (Хемессен, Монограммист из Брауншвейга). Эти реалистичные маленькие фигуры, неуклюжие, но столь выразительные, вновь появляются в религиозных произведениях, созданных в 1550-е ( <Несение креста>, БерлинДалем, музей, и Антверпен, Кор. музей изящных искусств). Артсен испытал также итальянское влияниеот архитектурной риторики Серлио ( <Христос у Марфы и Марии>, Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена) до богатого колорита венецианцев и выразительного маньеризма Пармиджанино. Вскоре эти две тенденции слились воедино. В священных ( <Поклонение младенцу>, Руан, Музей изящных искусств) или в светских сюжетах ( <Блины>, Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена; <Кухарки>, Брюссель, Кор. музей изящных искусств) врожденный реализм Артсена становится все более монументальным и мощным; он пользуется гаммой живых и ярких тонов и находит эпическое дыхание, которое чисто посеверному отвечает <большой манере> итальянцев. Вершиной этого искусства стали, несомненно, изображения рынков, где первый план красноречиво загружен овощами и съестными припасами, которые относят повествовательные элементы на второй план (иногда даже религиозные сцены, как в картине <Христос и самаритянка>, Франкфурт, Штеделевский

Дата публикации: 30-5-2010
Прочитано: 1330 раз
-  1  -
 1  | 2[>]