Поиск по сайту


       



Боррасса Луис Borrassa

ок. 1360, Жеронаок. 1425, Барселона


БОРРАССА

Луис Borrassa, Luis (ок. 1360, Жеронаок. 1425, Барселона) испанский художник Выходец из семьи скромных художников Жероны, Боррасса стал первым представителем <интернациональной готики> в Каталонии. Различные источники называют его автором 48 алтарных картин, созданных между 1383 и 1424. В 1383 Боррасса поселяется в Барселоне и открывает мастерскую, ранние произведения которой почти не известны (так, не сохранился большой алтарь для монастыря св. Дамиана). Этим периодом датируется и алтарная створка с изображением <Рождества>, <Поклонения волхвов> и <Воскресения> (ок. 1385-1390, Париж, Музей декоративного искусства), которая принадлежит к итальянизирующей традиции братьев Педро и Хайме Серра. Тогда же был создан и <Алтарь архангела Гавриила> из собора в Барселоне. Смелая по манере створка с изображением <Оплакивания Христа> (1410), добавленная к <Алтарю Св. Духа> Педро Серры (Манреза, коллегия), свидетельствует о творческой зрелости Баррассы. Распространенной в живописи и скульптуре той эпохи теме художник придает трагический характер, где боль каждого персонажа выражается посвоему; яркие тона уравновешиваются по обе стороны от фигуры Марии, одетой в темные одежды. С этого момента Боррасса присоединяется к стилю <интернациональной готики>, который включал в себя фламандские, парижские и бургундские элементы. Меценатство князей, покровительствовавших международным художественным контактам, должно было затронуть и Боррассу, работавшего в Жероне, где в те годы находился двор будущего короля Арагона Хуана I и его жены Виоланты де Бар, племянницы Карла V. Художник испытал влияние немецких и тосканских мастеров, благодаря которым Валенсия стала одним из центров <интернациональной готики>. Так, в виртуозном по исполнению <Алтаре св. Петра> (1411-1413, Тарраса, ц. Санта-Мария) появляется преувеличенный динамизм; распятие в верхней части картины уравновешивает группы всадников по обе стороны от креста; великолепно исполнены второстепенные сценысв. Петр погружается в зеленые воды Тивериадского моря или освободается из темницы ангелом; распятие апостола демонстрирует сложное переплетение фигур в небольшом пространстве. Шедевром творчества Боррассы считается <Алтарь св. Клары>, созданный в 1415 для монастыря в Виче (нынеВич, музей). Первоначально четырехъярусный алтарь имел шесть метров в высоту. В центре изображен св. Франциск, передающий уставы ордену клариссок - справа и францисканцевслева, а также мирянам, стоящим позади него и замыкающим композицию. В нижнем регистре изображена Богоматерь, а рядом с нейсв. Михаил и св. Клара в большой черной накидке, на фоне которой выделяется крест и золотая корона. Рядом расположены многочисленные сценычу- десное исцеление эдесского царя, св. Доминик, спасающий терпящих кораблекрушение. В пределле представлена галерея фигур святых. Последующие произведения Боррассы гораздо скромнее - <Алтарь Иоанна Крестителя> (ок. 1415-1420, Париж, Музей декоративного искусства) со скелетоподобным образом святого, выделяющимся на традиционном золотом фоне; боковые сцены развернуты в скалистой местности ( <Пророчество святого>) с редкими деревьями ( <Крещение Христа>). Утонченная элегантность костюмов характерна

Дата публикации: 3-6-2010
Прочитано: 1588 раз
-  1  -
 1  | 2[>]