Поиск по сайту


       



Босх Иероним Bosch

1453, Хертогенбос - 1516, там же
аллегории, но основной темой остается борьба Добра и Зла. На оборотной стороне створок помещены сцены <Взятие под стражу> и <Несение креста> с изображением смерти Иуды (низвержение апостола, который ассоциируется со страданиями Спасителя ради человечества). <Страшный суд> (Вена, Собрание Академии изобразительных искусств) является вариацией Босха на традиционную тему. Шедевром мастера стал триптих <Сад земных наслаждений> (Мадрид, Прадо), который имеет самые разные толкования. На внешних створках изображен третий день Творения - как поэтическое видение, в котором внутри земного шара, выступающего из тьмы небытия, происходит разделение элементов. В открытом виде триптих включает в себя картины <Рай> и <Ад>, между которыми расположена композиция <Сад земных наслаждений>: фантастический пейзаж, заполненный парами или группами обнаженных фигур, а также гигантскими растительными формами и необычными животными. Некоторые исследователи полагают, что Босх принадлежал к секте <адамитов>, существование которой в конце XV в., однако, вызывает сомнения. Скорее всего, центральная часть триптиха посвящена соблазнам и вырождению человечества от обуявших его чувственных удовольствий и сладострастия. Гигантские фруктыэто сексуальные символы, напоминающее определение, которое дал этой картине Сигенца в 1576: <Картина суетной славы со вкусом земляники или граната>. Композиция <Ад> (Мюнхен, Старая пинакотека), по стилю близкая <Саду земных наслаждений>, возможно, является фрагментом <Страшного суда>, написанного Босхом по заказу Филиппа Красивого в 1504. Серия изображений святых примыкает к этой центральной группе. Картина <Св. Иоанн на Патмосе> (БерлинДа- лем, музей) замечательна своим пейзажем: переходы цветов, близкие примитивистам, тем не менее делят пейзаж на пространственные планы и отражают реалистическое видение художника. Эти же черты характерны и для картины <Св. Иероним> (Гент, музей). Два триптиха во Дворце дожей в Венеции ( <Алтарь отшельников> и <Триптих св. Юлии>), к сожалению, плохо сохранились. К этой группе произведений можно отнести и такие работы, как <Св. Христофор> (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена), <Иоанн Креститель в пустыне> (Мадрид, музей Хосе Ласаро Гальдиано) и <Св. Антоний> (Мадрид, Прадо), пейзажные фоны которых изобилуют деревьями. В поздний период своего творчества Босх создал еще несколько шедевров - <Несение креста> (Гент, музей), составленный, словно мозаика, из уродливых лиц, которым противостоит лишь чистый и прекрасный лик Христа и св. Вероники; <Поклонение волхвов> (Мадрид, Прадо) и <Св. Иоанн> (БерлинДалем, музей), в пейзажах которых соседство божественного мира с миром фантастическим подчеркивает присутствие Зла, витающего над Спасителем. <Блудный сын> (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена) - возможно, самое высокое живописное завоевание Босха; здесь гармоничная поэзия коричневых и серых тонов оживлена бледнокрасными аккордами. Согласно недавней гипотезе, эта картины изображает классическую аллегориюразносчика слухов (одного из <детей Сатурна>), то есть одно из четырех состояний человека, меланхолию. Произведения Босха сыграли важную роль в искусстве той эпохи как своей таинственностью, так и иконографическим богатством. Главное направление его творчества проистекает из нравственных тревог и позволяет поставить его в религиозный контекст

Дата публикации: 25-8-2010
Прочитано: 2589 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]