Поиск по сайту


       



Босх Иероним Bosch

1453, Хертогенбос - 1516, там же
Босх Иероним   Bosch

БОСХ Иероним Bosch, Hieronymus (1453 ?, Хертогенбос - 1516, там же) нидерландский художник Два поколения семьи Босх, возможно происходящей из Ахена, жили в Хертогенбосе; дед Босха Ян и отец Антон ван Акен были художниками. Известно, что в 1481 Босх сочетался браком с дочерью зажиточного горожанина Г. ван дер Мервема, однако у них не было детей. В 1486 он вступил в братство Богоматери, тем не менее принадлежность к этой религиозной группе не дает ответа на вопрос об источниках его художественного вдохновения. Редкие упоминания о его заказах (в 1488-1489 по заказу братства, Богоматери Босх исполнил створки резного алтаря, а в 1504 по заказу Филиппа Красивогокартину <Страшный суд>) не могут быть увязаны с его известными произведениями. Эволюция Босха была реконструирована Карлом де Тольнеем на основе анализа его произведений. Ранние работы художника ( <Распятый Христос>, Брюссель, Кор. музей изящных искусств; два варианта <Ессе Homo>, Франкфурт, Штеделевский художественный институт, и Бостон, Музей изящных искусств) не отличаются оригинальностью, несмотря на изображения почти карикатурных персонажей. Картина <Семь смертных грехов> (Мадрид, Прадо) отражает менее распространенную тему, связанную с чисто народным юмором; каждый эпизод выполнен в манере жанровой сцены, в которой акцентируются не аксессуары, а человеческие отношения. То же настроение характерно и для композиции <Пир в Кане> (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена), более насыщенной аллегорическими элементами, и особенно в картинах <Смерть скряги> (Вашингтон, Нац. гал.) и <Корабль дураков> (Париж, Лувр). Последнее произведение является, пожалуй, первым примером темы, особенно близкой Босху и критикующей человеческое безрассудство и пренебрежение учением Христа. Это также самая ранняя из картин, исполненных в легкой манере (фигуры набросаны несколькими штрихами или сочными мазками). К этой группе работ можно отнести и четыре панно <Рай> и <Ад> (Венеция, Дворец дожей, упомянуты в 1521 в собрании кардинала Гримани), которые дают близкую мистике интерпретацию средневековых легенд; две картины на тему <Всемирного потопа> и <Ада> (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена), на оборотной стороне которых изображены четыре сцены, непонятные по содержанию; наконец, <Несение креста> (Вена, Музей истории искусств). К зрелому периоду творчества Босха относятся большие триптихи, высоко оцененные Филиппом II Испанским. <Воз сена> (Мадрид, Прадо) развивает тему человеческого безумия. Картины первородного греха и ада, написанные на створках, обрамляют таинственную сцену, интерпретация которой остается не уточненной в деталях. В композиции объединены реальные персонажи и воображаемые дьявольские создания, что станет характерной чертой произведений Босха. Чудовища написаны с неиссякаемым воображением и анатомическим правдоподобием. Картина <Искушение св. Антония> (Лиссабон, Нац. музей старинного искусства), поразившая воображение Флобера, - одно из самых знаменитых и загадочных произведений художника. Эпизоды <Золотой легенды> развиваются с фантастическим остроумием, и кажется, что каждая деталь содержит в себе тонкие

Дата публикации: 25-8-2010
Прочитано: 2684 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]