Поиск по сайту


       



Бассано Якопо

ок.. 1515, Бассано, Венето - 1592, там же
через Скьявоне), извиваются, заслоняя одна другую, однако сохраняют свое правдоподобие. На картинах, созданных в 1540-е, реалистические детали в наполненном тенями пространстве выглядят совсем поновому ( <Притча о богаче и Лазаре>, Кливленд, музей). В 1550-е Бассано наделяет эти тени реальной значимостьюрассветы и закаты превращают его композиции в настоящие пейзажи. В этот период картины художника излучают особое сияние; холодный колорит достигается обильным применением грунтов. Это сияние придает работам художника лирическую и фантастическую выразительность, основополагающую для маньеризма. Новые вкусы Бассано особенно проявились в его картинах на библейские сюжеты: в сценах Исхода и в притчах, изображенных на фоне утренней зари или в вечерних сумерках, в пасторальном пейзаже. С конца 1560-х Бассано продолжает развивавать этот жанр, хотя и совсем подругому. Такие произведения, как <Преображение> (Вена, Музей истории искусств), в котором передана первозданная чистота и напряженность, столь потрясшая Эль Греко, позволяют лучше понять картины <Отправление Иакова в Ханаан> (Лондон, дворец Хэмптон Корт) и <Сельская сцена> (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), все же отличая их от тех библейских тем, к которым он обратится позднее. 1560-1570. Важной датой в хронологии творчества Бассано является 1562, когда было создано <Распятие> для ц. СанТеонисто (Тревизо, музей), напоминающее картину <Преображение>. Фигура Христа резко выделена на фоне высокого неба, темного от сгустившихся туч, с редкими отблесками света; внизу, на холмах, над которыми возвышается крест и где находятся Мария и Иоанн, напротив, свет холоден и прозрачен. Это новое и необычайное для своего времени зрелище поразило впоследствии воображение Эль Греко и Веронезе. Отныне Бассано освобождается от наваждений маньеризма и обращается к более широкому освоению натуры. Выразительная мощь фигуры Христа передана посредством интенсивной, энергичной трактовки света, преобразуемого цветом. Некоторые части фигуры, освещенные полосами света, напоминают <импрессионистские> детали, написанные десятью годами позднее. В <Св. Иерониме> (Венеция, гал. Академии) Бассано достигает такой жизненной правды, которая предвосхищает искусство Борджанни и реализм XVII в. <Поклонение пастухов> (1568, Бассано, Гор. музей) знаменует собой новый период в творчестве художника, связанный с несколькими большими алтарными картинами. Избавившись от вымыслов и фантазий прежних лет, Бассано оказывается во власти лирики света и магии мазкаживописи одновременно естественной и сочиненной. В его нарративных композициях фигуры располагаются по диагонали, интонации часто сумеречны, а игре светотени придан поэтичный характер ( <Крещение св. Лючии>, Бассано, Гор. музей). Буколические, пасторальные мотивы вновь проступают в картинах, иллюстрирующих различные библейские и евангельские сюжеты (сцены потопа, жизнь и Страсти Христовы), представленные на фоне дворцов или в сельском пейзаже, часто ночью, когда большое значение придается освещениюпла- мя, свечи, пылающие угли ( <Отправление Иакова в Ханаан>, Венеция, Дворец дожей; <Благовестие пастухам>, Прага, Нац. гал.). В

Дата публикации: 20-8-2010
Прочитано: 1413 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]