Поиск по сайту


       



Бассано Якопо

ок.. 1515, Бассано, Венето - 1592, там же
Бассано Якопо



БАССАНО

Якопо, прозвище Якопо да Почте Bassano, Jacopo da Ponte, dU (ок.. 1515, Бассано, Венето - 1592, там же) итальянский художник Ученик своего отца, Франческо, он вскоре отправился в Венецию, где занимался в мастерской Бонифацио де Питгати. Три полотна на библейские сюжеты (1535), исполненные для Палаццо Публике в Бассано (нынеБассано, Гор. музей), представляют собой синтез различных влияний: повествовательные схемы, заимствованные у Бонифацио, сочетаются с новым натурализмом. Уроженец Террафермы, Басса-но был восприимчив не только к реалистическим формам, но и к маньеризму. В работах 1535-1540, свободившись к тому времени от влияния Бонифацио, он заимствует у Порденоне пластические композиции, в которые включаются фрагменты, потрясающие своей правдивостью ( <Самсон и филистимляне>, Дрезден, Картинная гал.; <Поклонение волхвов>, Великобритания, БерглиХаус, собрание Эксетера). Маньеризм Бассано. Венецианская маньеристическая живопись, достигшая своего апогея около 1540, открыла для Бассано новые возможности; каждая его картина уже сама по себе приобретает экспериментальную ценность. 1540-1550. В эти годы Бассано создает одно за другим очень разные произведения: <Мученичество св. Екатерины> (Бассано, Гор. музей), напоминающее Понтормо; <Казнь Иоанна Крестителя> (Копенгаген, Гос. художественный музей), где удлиненные и тонкие фигуры искусно втиснуты в узкое пространство; <Шествие на Голгофу> (Великобритания, УэстонПарк, собрание графа Бредфорда), навеянное немецкими гравюрами; <Рождество Христово> (Лондон, дворец Хэмптон Корт); <Отдых на пути в Египет> (Милан, пинакотека Амброзиана), где присущий маньеризму ритм позволяет выявить фрагменты, наделенные неистовой жизненной правдой. Его палитра высветляется, тона теряют прежнюю теплоту. Если в своих ранних работах Бассано с помощью свободных и решительных мазков создавал ощущение целостности, то теперь, сосредоточившись на рисунке, художник расчленяет живописную фактуру более короткими мазками, чтобы каждой графической случайности придать живописность. 1550-1560. Опыт предшествующего десятилетия решительно трансформируют вкусы Бассано. В <Тайной вечере> (ок. 1550, Рим, гал. Боргезе) стремительный рисунок и резкие тени выделяют головы апостолов и натюрморт на столе. Это произведение, знаменующее конец целого периода в творчестве Бассано, свидетельствует о знакомстве мастера с кьяроскуро Тинторетто и искусством Скьявоне ( <Шествие на Голгофу>, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Попрежнему сильно ощущается напряжение формы, а в разряженном и опрокинутом пространстве видны реалистично трактованные фрагменты, в чемто сходные с реализмом испанских живописцев XVII в. (например, ослик, вытянувший шею над красными цветами в <Рождестве Христовом>, Стокгольм, Нац. музей). Игрой драгоценного света он передает хаотичность драпировок и лепит человеческие тела. В <Поклонении пастухов> (Рим, гал. Боргезе) люди и животные, изображенные на фоне ясного и холодного неба, наделены какойто фантастической индивидуальностью, предвосхищающей искусство Эль Греко. Легкие линейные формы, заимствованные у Пармиджанино (известного в ту пору главным образом

Дата публикации: 20-8-2010
Прочитано: 1413 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]