Поиск по сайту


       



Беллини Якопо

ок. 1400, Венеция - 1470/1471, там же
тона. Живое чувство цвета и света смягчает пейзаж, хотя структура скал тем не менее вдохновлена Мантеньей. В знаменитой картине <Оплакивание Христа> (Милан, пинакотека Брера) гладкий и нетленный мрамор Мантеньи, одушевленный, по замечанию Паллуккини, <внутренней жизненной силой, данной цвету светом>, обретает у Беллини нежную плоть. Шедевром этого периода (1460-е) стал <Полиптих св. Винченцо Феррери> (1464, Венеция, ц. СантиДжо- ванниэПаоло). Р. Лонги, который атрибуировал это произведение Беллини, подчеркивает здесь важность света, слегка касающегося фигур святых и <дерзко ниспровергающего тонкую ювелирную работу падуанского мастера и оживляющего холодную композицию>. Резкие и энергичные контуры фигур, преломленные светом, напоминают произведения Андреа дель Кастаньо. Св. Кристофора Беллини изобразил на фоне заката, в пейзаже с низким горизонтом; берега реки и небо отражаются в прозрачной воде. Джованни вдохновила пространственная концепция Мантеньи, но, отбросив ее систематичность и чрезмерную археологичность, он вдохнул в нее свою страстную любовь к человеку и к природе. Он полностью созрел для понимания уроков Пьеро делла Франческа, самого благородного примера использования законов перспективы. Свидетельством тому служит картина <Коронование Марии> (Пезаро, Гор. музей). По мнению Р. Лонги, это произведение датируется примерно 1473, а Паллуккини называет дату 1470-1472. Пространство здесь не разгорожено на фрагменты, как в полипти-хах того времени, но объединено в новом перспективном решении, архитектонической системе, в которую включены и фигуры, и трон, и пейзаж. Композиция, увиденная в легком ракурсе, построена на уменьшении фигур святых, направленном к точке схода. С поэтической изобретательностью Беллини противопоставляет этому нисхождению увеличение стен и башен вдоль холмов, видимых через открытую спинку трона. Солнечный свет моделирует форму, насыщает цветовые планы, организованные световой перспективой и по мере удаления теряющие интенсивность цвета. Таким образом, на первом плане пейзажа в нижней части располагаются массивные башни и стены крепости, словно обласканные светом, позволяющим почувствовать фактуру камней, а бастион на вершине холма залит солнцем и тает на фоне прозрачного неба. Знакомство с произведениями Пьеро делла Франческа в Ферраре, Урбино, Римини, а также приезд в Венецию Антонелло да Мессины в 1475 сыграли решающую роль в формировании зрелого стиля Беллини и в судьбе всей венецианской живописи в целом. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти XV в. (Карпаччо, Чима, Монтанья). Однако современные исследователи пересмотрели систему отношений АнтонеллоБеллини. Вероятно, именно Беллини положил начало схеме, вскоре принятой за образец, а Антонелло использовал ее в своей алтарной картине из ц. СанКассь- яно: Богоматерь на высоком троне в центре композиции, а святые по обе стороны от нее - <Святое собеседование> располагается в апсиде, открывающейся наружу позади трона. Картины <Воскресение Христа> (Берлин-Далем, музей), <Св. Иероним> (Флоренция, палаццо Питти, дар КонтиниБонакосси) и <Стигматизация св. Франциска> (НьюЙорк, собрание Фрик) были

Дата публикации: 25-8-2010
Прочитано: 1398 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5[>]