Поиск по сайту


       



Беллини Якопо

ок. 1400, Венеция - 1470/1471, там же
созданы около 1480. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно уже для его ранних, <мантеньевских> произведений. В рациональное пространство, присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира, сельские пейзажи, итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство, которое художник изучает в многочисленных <мадоннах>). Его любовь к точности никогда не ограничивается выделением эпизода или детали. В картине <Распятый Христос> (ок. 1485, Флоренция, собрание Корсини) Паллуккини подчеркивает некоторые черты, предопределившие многие последующие работы Беллини. С одной стороны, здесь присутствует <строго выверенная перспектива>, в основном вдохновленная Антонелло; с другой - <расширенное пространство, не пустое, а заполненное атмосферой, смягчающей соотношения объемов>. В великолепно рассчитанной трактовке пространства в <Триптихе Фрари> (1488, Венеция, ц. СантаМария Глориоза деи Фрари) Беллини апеллирует к урокам Антонелло и добавляет к ним геометрическую строгость объемов. В то же время атмосферное сияние в композиции <Преобрахение> (1485, Неаполь, Каподи- монте) смягчает рельефность пейзажа. В закрытом пространстве алтарной картины для ц. СанДжоббе (ок. 1485, Венеция, гал. Академии) свет, наполненный полутонами и золотистыми отблесками мозаики, окутывает объемы и оживляет все то, что Беллини заимствовал у Антонелло. Стремясь к более четкому, возвышенному и монументальному пространству, художник вместе с тем использует чисто живописные эффекты, предвосхищая некоторые тенденции чинквеченто. Так, в серии <Мадонн с младенцем> (ок. 1490), изображенных за парапетом на фоне открытого или частично скрытого драпировкой пейзажа, проявляется мастерство художника в трактовке пространства, инвенция, сравнимая лишь с портретами раннего Тициана. Из своего пребывания в Венето, Романии, Марке Беллини выносит образы средневековых городков, опоясанных крепостными стенами и примостившихся у плодородных холмов и старинных мостов через реки. Эти образы определяют самую суть итальянского пейзажа; по ним можно проследить историческое развитие городов: романская кампанилла сосуществует здесь с готической. В картинах Беллини исторический пейзаж полностью растворяется в природном, где и сама природа, подобно рукотворным холмам, также приобретает историческое значение. Необычайно живое реальное пространство, открытое Беллини в работах Пьеро делла Франчески, отражает ту естественность, которую невозможно достичь чисто реалистическими приемами. Художник строит пространство словно по интуиции, рожденной впечатлениями от света и волнения облаков. Строгость перспективы, кажется, поглощена свободным сочетанием тонов. Картина <Священная аллегория> предвещает такие произведения мастера, как <Святое собеседование Джованнелли> (Венеция, гал. Академии), <Пьета> (там же), <Мадонна дель Прато> (Лондон, Нац. гал.), <Крещение Христа> (Виченца, ц. Санта-Корона), <Алтарь СанДзаккариа> (1505, Венеция, ц. СанДзаккариа). Около 1506 Дюрер называет Беллини самым крупным венецианским художником. В его работах этого времени пейзаж приобретает лирическую автономность, в которой персонажи существуют совершенно свободно. В <Алтаре СанДзаккариа> фигуры двигаются в ослепительном

Дата публикации: 25-8-2010
Прочитано: 1521 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4  | 5[>]