Поиск по сайту


       



Бермехо Бартоломе

последняя треть XV в.
Бермехо Бартоломе



БЕРМЕХО

Бартоломе Bermejo, Bartolome (последняя треть XV в.) испанский художник О жизни Бермехо почти ничего не известно, поэтому достаточно трудно приписать его творчество к какойлибо определенной художественной школе. О периоде его ученичества до сих пор ведутся дискуссии. Согласно подписи на <Пьете> из собора в Барселоне, Бермехо мог быть уроженцем Кордовы, однако его стиль не имеет ничего общего с андалузской школой. Испанский исследователь Тормо полагает, что художник мог быть знаком с Нуньо Гонсалвишом, а американец Пост считает, что с ван Эйком. Совсем недавно Дж. М. Браун получил доказательства, подтверждающие последнюю гипотезу. Действительно, картина <Смерть Марии> (БерлинДалем, музей) обладает иконографическим сходством с мастером, работавшем в Брюгге и Генте. Вместе с тем <Мадонна> из Акви (Италия) свидетельствует о некоторых контактах с Италией. По своему стилю Бермехо близок к мастерам арагонской школы; в Арагоне он работал в 1474, 1486 и 1495, вместе с Мартином Бернатом, Мигелем Ксименьесом и Хайме Уге. Некоторые историки искусства считают именно Бермехо основоположником арагонской школы; другие, напротив, полагают, что этот странствующий художник был всего лишь преемником арагонских мастеров. Согласно гипотезе Тормо, обратившего внимание на древнееврейские надписи на некоторых картинах Бермехо, художник был крещеным евреем. Творчество Бермехо не обладает зрелостью и совершенством его современников фламандцев, однако оно наполнено глубокой силой, выражающей его эстетическую концепцию. Стремясь к монументальности, мастер объединяет чувство конкретности и особую физиогномическую выразительность. В пейзаже Бермехо выступает как натуралист; он тонко улавливает и передает светотеневые эффекты, в только ему одному свойственной манере. Его творческая эволюция заключается в последовательном отказе от арагонских типажей и обращении к более патетической трактовке фигур. Документы из архива собора в Барселоне и протоколы из Сарагосы позволили идентифицировать и датировать (между 1474 и 1495) некоторые из сохранившихся произведений Бермехо. Он является автором четырех картин, три из которых подписаны, а подлинность четвертой подтверждают документы. К этому можно добавить витраж в баптистерии собора в Барселоне, эскиз которого был заказан художнику в 1495. В 1474-1477 он создает композицию <Св. Доминик> (Мадрид, Прадо), происходящего из Дароки (Арагон), - здесь изображена величественная, неподвижная, горящая золотом фигура святого. Это панно представляет собой центральную часть алтаря, выполненного для этой церкви и завершенного в 1477. Художник использовал здесь пирамидальную композицию и фронтальное расположение фигуры; реалистичность в трактовке лика святого констрастирует с неподвижностью и пышностью трона и одежд. Особое внимание уделено золотым и серебряным предметам, вышивкам и декоративным аллегорическим сюжетам. <Пьета> из собора в Барселоне (1490) содержит латинскую надпись: . По своему

Дата публикации: 10-7-2010
Прочитано: 1367 раз
-  1  -
 1  | 2[>]