Поиск по сайту


       



Ватто Жан Антуан Watteau Jean Antoine

1684, Валансьенн - 1721, Ножан-сюрМарн
<Увеселительная прогулка вчетвером>, 1712, СанФранциско, Музей искусства). О жизни Ватто в 1712-1715 сохранилось очень мало сведений; известно, что он познакомился с казначеем Пьером Кроза (однако точно неизвестно, в каком году он жил в доме этого любителя живописи: в 1712 или в 1715), который предоставил в его распоряжение свои земли в Ножансюр-Марн и позволил ему изучать рисунки фламандских художников, особенно Ван Дейка ( <Обезоруженная любовь>, ок. 1715, Шантийи, музей Конде; <Осень>, Париж, Лувр). Ватто оттачивает технику пейзажа, который становится самостоятельным жанром в его творчестве ( <Бобр в Жантийи>, ок. 1715, Париж, частное собрание). Кажется, что в течение всего этого периода, Ватто не столько ищет больших заказов, сколько совершенствует свой стиль. По заказу Кроза он пишет <Времена года>, (ок. 1715), из которых сохранилось лишь <Лето> (Вашингтон, Нац. гал.). В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которой восхищался еще Клод III Одран), рубен-сизм, продолжающий опыты колористов эпохи Людовика XIV, и приемы венецианской живописи. Этот синтез выражается в нежном колорите, световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичности атмосферы ( <Нимфа, напуганная сатиром>, или <Юпитер и Антиопа>, Париж, Лувр). Позднее творчество (1716-1721). В эти годы Ватто постоянно меняет место жительстваон живет по очереди у Кроза, Сируа, Флейгельса и Эдма Жора. В 1717 он представляет в Академию, где его считают художником <галантного жанра>, картину <Паломничество на остров Цитеру> (Париж, Лувр), которая является, скорее, меланхолическим намеком на тему Молодости и Любви, с ее осенними тонами и персонажами, изображенными спиной к зрителю. В конце 1719 Ватто приезжает в Лондон, где встречает французских художников и получает заказы, законченные впоследствии Ф. Мерсье. Летом 1720 он возвращается в Париж и поселяется у Ф. Жерсена, для антикварной лавки которого пишет картину <Вывеска Жерсена> (Берлин, Шарлоттенбург), вызывающую воспоминания о споре древних и новых, а также об источниках его собственного искусства, Венеции и Фландрии. Наконец, весной 1721 Ватто поселяется в Ножанесюр-Марн, где живет в окружении Жерсена, Ла Рока, Патера. Перед смертью он раздает им свои рисунки. Последние пять лет его жизни были очень плодотворными (правда, многие картины известны лишь по гравюрам или копиям): назовем, прежде всего, темы, навеянные северным реализмом ( <Савояр с сурком>, 1716 (?), СанктПетербург, Гос. Эрмитаж), и несколько ню, чувственных и утонченных ( <За туалетом>, Париж, частное собрание и Лондон, собрание Уоллес). Он пишет несколько портретов: <Антуан Патер> (Валансьенн, музей), лицо которого поражает своей властностью, и портрет <Дворянина> (ошибочно называвшийся <Жюльеном>, Париж, Лувр), являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того, Ватто исполняет несколько картин на религиозные ( <Св. Семейство ( <Отдых на пути в Египет>)>, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж) и мифологические ( <Суд Париса>, Париж, Лувр) сюжеты. Но самые известные его произведения изображают встречи, развлечения, <музыкальные моменты>, словом все то, что можно отнести к <галантному жанру>. В театральном мире ( <Любовь во французском театре>, <Любовь в итальянском театре>, обеБерлин-Далем, музей; <Актеры французского театра>, НьюЙорк, музей

Дата публикации: 1-7-2010
Прочитано: 1871 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]