Поиск по сайту


       



Вейден Рогир ван дер

1399 или 1400, Турне - 1464, Брюссель
строгость также характерна для <Алтаря св. Иоанна Крестителя> (БерлинДалем, музей), боковые створки которого гармонично уравновешенны. <Триптих Таинств> (Антверпен, Кор. музей изящных искусств), исполненный около 1453 по заказу епископа Турне Жана Шевро, представляет собой серию сцен в интерьере величественной церкви. В 1450-е по заказу Пьера Бладелена Рогир написал <Миддельбургский алтарь> ( <Поклонение младенцу Христу>, БерлинДалем, музей). Примерами <готического маньеризма>, с характерными для него графизмом, драматической экспрессией, напряженными позами фигур, являются картины <Благовещение> (НьюЙорк, музей Метрополитен; для семьи Ферри де Клюньи), <Поклонении волхвов> (для церкви св. Колумба в Кельне; сцена <Поклонения волхвов> расположена на центральном панно триптиха, а на створках изображены <Благовещение> и <Принесение младенца Христа во храм>; Мюнхен, Старая пинакотека), <Распятие> (Мадрид, Эскориал; сильно повреждена) и диптих <Распятие> (Филадельфия, Музей искусств, собрание Джонсона). Подобные черты присущи и портретам Рогира. Художник создал некую формулу диптиха, в которой сочетаются изображения донатора <Мадонны с младенцем>. На раннем портрете Лорана Фруамона (Брюссель, Кор. музей изящных искусств; <Мадонна> - Кан, Музей изящных искусств), фигуры лишены объемности. Но уже в портрете Жана де Гро (бывшее собрание Рендерса и Чикаго, Художественный институт), выполненном, возможно, в соавторстве с какимлибо другим художником, появляется выделение контуром. Это развитие завершилось в диптихе Филиппа де Круа (Сан Марине, библиотека Хантингтона и Картинная гал., Антверпен, Кор. музей изящных искусств), в котором фигуры отличаются не только линейностью, но и драматизмом нервных контуров. Подобная манера характерна и для <Портрета Изабеллы Португальской> (НьюЙорк, собрание Рокфеллера), <Женских портретов> (БерлинДалем, музей, и Вашингтон, Нац. гал.), <Портрета Франческо д'Эсте> (НьюЙорк, музей Метрополитен) и <Портрета рацаря ордена Золотого Руна со стрелой> (Брюссель, Кор. музей изящных искусств), а также для портретов Филиппа Доброго, известных только по копиям. Искусство Рогира ван дер Вейдена, которому часто подражали, основывается на готическом графизме и строгом интеллектуальном конструировании. собой образец пластической выразительности, характерной для больших работ Мастера из Флемаля, которым, однако, противоречит гармоничное и равномерное расположение масс и мягкость арабесок. Патетическая торжественность сцены достигает своей кульминации в знаменитой фигуре Магдалины, которую часто копировали художники XV в. Эту двойственность можно обнаружить и во многих других произведениях Рогира. В основе композиции <Благовещения> (Париж, Лувр; это произведение является центральной частью триптиха, чьи боковые створки, написанные, быть может, одним из помощников Рогира и изображающие <Донатора> и <Встречу Марии и Елизаветы>, находятся в Турине, гал. Сабауда) лежит триптих Мастера из Флемаля (НьюЙорк, Клуатры), но сама схема оживлена более равномерным ритмом и трактована более утонченнокачества, которых нет у Мастера из Флемаля. Реалистические черты присущи тщательно выписанным отблескам света. В картине <Св. Лука, рисующий Мадонну> (Бостон, Музей изящных искусств) Рогир вдохновляется композицией <Мадонна канцлера Ролена> (Париж, Лувр) Яна ван Эйка, но придает своему произведению большую монументальность. <Триптих Богоматери> (Гранада, Кор. капелла, и НьюЙорк, музей

Дата публикации: 20-6-2010
Прочитано: 1466 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]