Поиск по сайту


       



Веникс Ян-Баптист Weenix Jan-Baptist

1621, Амстердамок. 1660, Хёйсттер-Мей, близ Утрехта


ВЕНИКС

ЯнБаптист Weenix, JanBap- tist (1621, Амстердамок. 1660 ?, Хёйсттер-Мей, близ Утрехта) голландский художник Художественное образование Веникса было тесно связано с итальянской культурой; он учился у А. Блумарта в Утрехте, а затем у Н. Муйарта в Амстердаме. В 1643-1647 он совершил путешествие в Рим и по возвращении был связан с членами гильдии художников Утрехта (К. ван Пуленбург и Я. Бот). Автор многочисленных пейзажей, Веникс писал также натюрморты с изображением дичи, в которых проявилась декоративная тенденция, близкая картинам таких фламандских художников, как Снейдерс (Лондон, Нац. галерея; Гаага, Маурицхёйс; Амстердам, Гос. музей; Детройт, Институт искусств; Хартфорд, Уодсворт Атенеум). Однако, согласно новейшим атрибуциям и датировкам, некоторые из его натюрмортов и пейзажей были исполнены его сыном Яном (например, <Увеселительная прогулка>, 1667, Париж, Пти Пале, или <Двое влюбленных в лодке>, Париж, Лувр). Творчество Веникса относится к итальянизирующе- му направлению в голландской живописи XVII в. (Я. Бот, Я. Асселейн). Однако в отличие от других мастеров, он придает большее значение народным сценам, которые изображает на первом плане; таким образом, его картины находятся на пересечении двух жанров - <бамбоччанти> и собственно пейзажа ( <Итальянский пейзаж с руинами>, Детройт, Институт искусств; <Римская кампанья>, Хартфорд, Уодсворт Атенеум; <Мать с ребенком в итальянских руинах>, Кассель, музей; <Классические руины на берегу моря>, Лондон, собрание Уоллес; <Переправа вброд>, СанктПе- тербруг, Гос. Эрмитаж). Веникс охотно наполняет свои пейзажи и виды итальянских портов античными руинами, хорошо сочетающимися с композицией, изображенной на первом плане, благодаря своей рельефности, игре света и богатому сочетанию полутонов ( <Пейзаж с руинами>, Утрехт, музей; <Пастухл и стадо>, Базель, Художественный музей). Творчество сына Веникса, Яна (1642 ?, Амстердам - 1719, там же), отличается от его собственного лишь датами, многие картины, приписываемые отцу, исполнены, в действительности, сыном. Оба писали те же самые пейзажи и виды итальянских портов, натюрморты с дичью; лишь иногда Веникс Младший использует более теплые тона и более яркую светотень. Веникс Младший, который, возможно, на протяжении четырех лет (1664-1668) учился у своего дяди, Гейсберта Гиллиса де Хондекутера, жил в Утрехте, а затем в Амстердаме. В 1702-1712, по заказу курфюрста Йогана Вильгельма Пфальцекого, он исполнил цикл из 12 картин с изображением сцен охоты для замка в Бенсберге (Аугсбург, музей; Мюнхен, Старая пинакотека; замок Шлайсгейм). По возвращении в Амстердам, Веникс украсил подобным образом множество зданий. Творческое наследие этого плодовитого художника представлено в Гос. музее в Амстердаме, Маурицихёйсе в Гааге, Гос. Эрмитаже в СанктПетербурге, Лувре в Париже, а также в музеях Антверпена, Бреста, Брюсселя (Кор. музей изящных искусств), Кана, Кэмбриджа (музей Фицуильям), Касселя, Шамбери, Копенгагена (Гос. художественный музей), Дрездена (Картинная гал.), Харлема, Гамбурга (Кунстхалле), Карлсруэ, Монпелье, Нима, Роттердама (музей Боймансаван Бенингена), Страсбурга и Лондона (собрание

Дата публикации: 29-8-2010
Прочитано: 8254 раз
-  1  -
 1  | 2[>]