Поиск по сайту


       



Вермер Ян Иоханнес, прозванный Вермер Делфтский

1632, Делфт - 1675, там же
старательно и настойчиво разрешает пространственные задачи. Вершиной творчества Вермера являются картины, созданные в 1660-1665: <Женщина с кувшином воды> (НьюЙорк, музей Метрополитен), <Женщина, взвешивающая жемчуг> (Вашингтон, Нац. гал.), <Женщина с письмом> (Амстердам, Гос. музей), <Девушка в тюрбане> (Гаага, Маурицхёйс). Женская фигура на гаагской картине кажется очень хрупкой, словно сделанной из фарфора и цветочных лепестков. Особо следует упомянуть знаменитый <Вид Делфта> (Гаага, Маурицхёйс), городскую панораму, аналога которой не существует во всей европейской живописи XVII в.; именно эта картина вдохновила ТореБюргера и Марселя Пруста. Голубые и желтые красочные <точки> Вермера сияют здесь, подобно бриллиантам. Нередко к 1665-1670 относят такие картины, как <Кружевница> (Париж, Лувр) и <Мастерская живописца>, называемая также <Аллегория живописи> (Вена, Музей истории искусств). Загадка этой картины породила множество интерпретаций, но осталась так и не разрешенной до конца. Кажется, что в позднем творчестве Вермера произошел определенный творческий спад; <Аллегория Веры> (НьюЙорк, музей Метрополитен) своей излишней скрупулезностью свидетельствует о пределах живописного гения художника. Вермер как живописец <тихой жизни>: свет и цвет. Чуждый голландскому вкусу к повествовательности, Вермер отказался и от собственно жанровой живописи, присущей тому времени. В этом смысле он является антиподом Яна Стена. Его женские образы, как правило, погружены в мечтания, их меланхолия предвосхищает искусство Ватто и Гейнсборо. Будь то сцены в интерьере или на природе, Вермер трактует их в терминах <тихой жизни>. Он был бы величайшим мастером натюрморта своей эпохи, если бы посвятил себя этому жанру. Главное в его искусствеэто свет и цвет который часто ограничен палитрой желтых и синих тонов. Магия искусства Вермера вдохновляла многих поэтов, писателей и живописцев, а также художественные критики. Да и сам Вермер в своих лучших произведениях выступает одновременно и как художник, и как поэт. Возможно поэтому некоторые произведения (например, <Уличку>) нельзя отнести к какому-либо определенному стилю. Вкус нашего времени, который вознес на вершину европейской живописной культуры таких мастеров, как Пьеро делла Франческа, Сера и Сезанн, оказался чувствительным и к искусству делфтского мастера, отведя ему достойное место в истории искусства.

Дата публикации: 12-8-2010
Прочитано: 1550 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3