Поиск по сайту


       



Гойя -И-лусьентес Франсиско

1746, Фуэндетодос, Арагон - 1828, Бордо
<Дома Глухого> (1820- 1822). В 1819 Гойя купил поместье на берегу реки Мансанарес, в окрестностях Мадрида, где расписал две комнаты, салон и столовую. Эти 14 <черных> работ (Мадрид, Прадо), написанных маслом, изображают мир всякого рода гнусностей, олицетворением которого стал миф о Сатурне, символе смерти и разрушения. У входа представлена подруга Гойи, Леокадия Вейс, одетая в черное, облокотившаяся о некое подобие кургана, который возвышается над балюстрадой гробницы, вызывая мысль о смерти, которую художник сумел избежать. Особенно яркие, но и труднопонятные сценыэто <Поединок с дубинами>, <Собака>, похороненная так, что одна голова осталась на поверхности пустынного пейзажа, <Две молодые женщины насмехаются над мужчиной>. Росписи исполнены с большой технической свободой, соответствующей этому миру галлюцинации, миру уродства, ужаса и унижения. Последние годы в Бордо. В 1820 Фердинанд VIII принял Конституцию, которая предопределила поворот в испанской политике. В 1823, после экспедиции герцога Ангулемского, начались гонения на либерально настроенных людей. Гойя укрылся у одного из своих друзей, священника дона Хосе де Дуассо, чей портрет он написал (Севилья, музей); вскоре он покинул Испанию. Вероятно, к этому его подтолкнула кузина его жены, донья Леокадия Вейс, с которой он жил и чей сын, экзальтированный либерал, погиб в годы репрессии; семья Вейс также покинула Испанию. Согласно документам, 2 мая 1824 Гойя попросил отпуск, необходимый для поездки на воды в Пломбьер. Скорее всего, он так туда и не доехал; после краткой остановки в Бордо он на два месяца (июньиюль 1824) отправился в Париж. В Париже Гойя исполнят портреты своих друзей Ферре, мрачные произведения, лишенные всякой изобретательности (Рим, частное собрание), и бой быков, написанный в контрастных тонах (там же). Позже он вернулся в Бордо, где и жил до самой смерти, не считая недолгих поездок в Мадрид. Добровольный изгнанник, он сначала продлил свое пребывание во Франции (1825), потом получит отставку с сохранением жалования и, наконец, испросил у короля разрешения постоянно жить во Франции. В Бордо Гойя исполнил портреты друзей ( <Фернандес Моратин>, Бильбао, Музей изящных искусств; <Галос>, Мерион, Пенсильвания, Фонд Барнса: <Хуан де Мутиро>, Мадрид, Прадо; <Хосе Пио де Молина>, Винтертур, собрание О. Рейнхарта), небольшие яркие и пастозные картины с изображением боя быков (Мадрид, Прадо; Оксфорд, музей Ашмола). а также серию литографий на тот же сюжет, известную под названием <Быки Бордо>. Нужно отметить также миниатюры на слоновой кости, о которых Гойя говорил в одном из своих писем к Ферре ( <Человек, ищущий блох>, Лос Анджелес, частное собрание; <Маха и Селестина>, Лондон, частное собрание). Но самой знаменитой из его поздних работ является картина <Молочница из Бордо> (Мадрид, Прадо), созданная на основе многочисленных этюдов молодых простых женщин; эта картинанаиоблее грациозное, нежное и технически совершенное произведение Гойи. Исполненная в это же время <Монахиня> (Великобритания, частное собрание), напротив, свидетельствует о грубой силе и простоте, которые предвосхищяют экспрессионизм. Картины

Дата публикации: 22-5-2010
Прочитано: 997 раз
-  5  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 |  5  | 6[>]