Поиск по сайту


       



Голциус Хендрик Goltzius Hendrick

1558, Мюльбрехт - 1617, Харлем
Голциус Хендрик Goltzius Hendrick



ГОЛЦИУС

Хендрик Goltzius, Hendrick (1558, Мюльбрехт - 1617, Харлем) нидерландский художник и гравер Первый сын Яна II Голциуса и брат Якоба II, Хендрик Голциус учился у гравера Корнхерта (1575), а потом у издателя Филиппа Галле. С 1577 он жил в Харлеме. До отъезда в Италию в 1590 его гравюры и рисунки исполнены под влиянием маньеризма Спрангера, познакомившего художника со своим другом ван Мандером, некоторые композиции которого он гравировал. В эти годы созданы такие характерные для маньеризма гравюры, как <Марс и Минерва>, <Минерва и Меркурий> (1588), а также замечательная серия <Пророков и Сивилл>. - утонченные по композиции, с учиненными пропорциями фигур с маленькими головами. В 1587-1588 он выполняет серию из семи гравюр на тему <Сотворения мира> и рисунки пером, иллюстрирующие <Метаморфозы> Овидия и изданные в 1590 (музеи Амьена. Безансона, Гамбурга) - это один из последних примеров влияния Спрангера на Голциуса. В 1550 Голциус, вместе с Яном Матисом, отправляется в Италию, через Мюнхен. В Италии Голциус посещает Болонью, Венецию, Флоренцию, где он встретил Джованни да Болонью и исполнил его портрет, и Рим, он много рисует, копирует произведения великих мастеров прошлого (например, <Моисея> Микеланджело), восхищается фресками Рафаэля на вилле Фарнезина. Вскоре он отправляется в Неаполь, после чего работает в Риме, исполняя заказы иезуитов. В конце 1591 он возвращается в Харлем. В 1592 Голциус исполняет несколько серий гравюр, многие из которых ( <Девять Муз>, <Семь добродетелей>, и <Сцены из жизни Марии>, 1593-1594, названные <шедевром Голциуса>), - навеяны произведениями Рафаэля, Пармиджанино и Бассано. Действительно, итальянские уроки сыграли определяющую роль в творчестве Голциуса: теперь он отходит от принципов Спрангера и сочетает маньеризм с научным эклектизмом и классическими тенденциями (Рафаэль, Дюрер и Лука Лейденский, которым он открыто подражал). Много больших рисунков пейзажей свидетельствуют о влиянии Тициана и Кампаньолы, а также Муциано (например, рисунки в Орлеанском музее). В 1596 Голциус выполняет серию рисунков с изображением <Богов> (Амстердам, Гос. музей. Кабинет эстампов), также он исполняет гравюры на темы <Страстей> (1596, 1598, с посвящением кардиналу Федерико Борромео). Его гравюры создали Голциусу репутацию одного из самых крупных мастеров XVI в. В 1600) в его творчестве начинается новый периодхудожник обращается к живописи. В 1607 написана картина <Сусанна и старцы> (Дуэ, музей), в которой детали трактованы с реалистической точностью и которая представляет собой один из лучших примеров переложения мастерства гравера в живопись. Позже в картинах Голциуса проявляется влияние Рубенса, лучший пример чемукомпозиция <Венера и Адонис> (1614, Мюнхен, Старая пинакотека), где живость колорита взаимосвязана с пышностью тел и богатством природы, но при этом сохранена холодность и жесткость гравера. В 1616 Голциус пишет картину <Юпитер и Антиопа> (Париж, Лувр), где фигура Антиопы напоминает фигуру <Ночи> Микеланджело. Наряду с влиянием Рубенса, в работах Голциуса можно найти и множество тициановских и, шире, венецианских мотивов ( <Адам и Ева>, СанктПетер- бург. Гос. Эрмитаж,

Дата публикации: 10-8-2010
Прочитано: 1306 раз
-  1  -
 1  | 2[>]