Поиск по сайту


       



Гонсалвиш Нуньо Goncahes Nuno

работал во второй половине XV в.
Гонсалвиш Нуньо Goncahes Nuno



ГОНСАЛВИШ

Нуньо Goncahes, Nuno (работал во второй половине XV в.) португшьский художник Первые документы, в которых упоминается имя Гонсалвиша, относятся к 1450, когда он был Королевским художником при дворе Альфонса V; последние - к 1492, из которых следует, что к этому времени он уже умер. В 1470 Гонсалвиш исполнил алтарь для капеллы Королевского дворца (не сохранился). Благодаря упоминанию в книге португальского художника Ф. де Оланда, автора знаменитых <Диалогов с Микеланлжело> (1548), известно, что Гонсалвиш написал большой <Алтарь св. Винцента> для собора в Лиссабоне, разобранный в конце XVII в. Незадолго до землетрясения 1755, которое разрушило город и превратило собор в руины, эти картины были предусмотрительно перенесены в загородный епископский дворец. Впоследствии, однако, <Алтарь св. Винцента> исчез и был вновь найден лишь в 1882 в старом монастыре св. Винцента за стенами в Лиссабоне и был тут же атрибутирован как утраченная работа Гонсалвиша. В 1908 все шесть панно алтаря были отреставрированы. Крупный исследователь Жозе де Фигуэйредо, опираясь на высказывание Ф. де Оланды, установил подлинность этих картин, хранящихся ныне в лиссабонском Нац. музее старинного искусства. Недавно началась широкая полемика, далеко еще не завершенная, об иконографии алтаря. К шести створкам по технике и стилю близки еще несколько картин, также хранящихся в лиссабонском Нац. музее старинного искусства, наиболее яркие из которыхдва панно (однофрагмент) с изображением в натуральную величину сцен мученичества св. Винцента. Своей известностью Гонсалвиш обязан именно этой работе, замечательной не только по композиции, но и по рисунку, и психологической пронзительности портретных образов. На <Алтаре св. Винцента> изображена группа персонажей, различных по своему социальному положению (князья, священники, монахи, кавалеры), объединенных вокруг загадочной фигуры святого. Гонсалвиш использует здесь густую грунтовку, оригинальные фиолетовые тени и белила, эта техника позволила художнику замечательно передать непосредственность и глубину человеческих чувств и внутренний драматизм. Благодаря монументальному масштабу композиции и той энергии, с которой художник создает здесь благородный образ человека эпохи Гуманизма, Оланда, с изумительной проницательностью критика, сближает Гонсалвиша с <древними и итальянскими художниками>. Его трактовка цвета, одновременно сверкающего и <гармоничного>, предполагает фламандское влияние, сказывавшееся во всех живописных школа Пиренейского полуострова. Однако Гонсалвиш не только <лучший из испанских примитивов> (Э. Тормо), но и один из крупнейших мастеров своего времени. Трудно проследить его художественное образование. так как о португальских мастерских той эпохи известно очень мало. Предположение о работе в мастерской ван Эйка, который в 1428-1429 находятся в Португалии, кажется маловероятным по причинам как хронологического, так и стилистического порядка. Вместе с тем. можно допустить, что Гонсалвиш в 1476 в свите Альфонса V был во Франции, во время визита короля к Людовику XI. Но подобное путешествие,

Дата публикации: 7-7-2010
Прочитано: 1069 раз
-  1  -
 1  | 2[>]