Поиск по сайту


       



Госсарт Ян по прозвищу Мабюзе Gossaert Jan dit Mabuse

между 1478 и 1488, Мобеж - 1532, Бреда
Госсарт Ян по прозвищу Мабюзе Gossaert Jan dit Mabuse



ГОССАРТ

Ян, по прозвищу Мабюзе Gossaert, Jan, dit Mabuse (между 1478 и 1488, Мобеж - 1532, Бреда) нидерландский художник Об ученических годах Госсарта ничего неизвестно. В 1503 он был записан в антверпенскую гильдию в качестве мастера. В 1508-1509 он совершил путешествие в Рим вместе с епископом утрехтским, Филиппом Бургундским. В следующем году он живет в Мидделбурге и работает во дворце Субург в Зеландии, который принадлежал епископу. К этому периоду относятся диптих <Мадонна с младенцем> и <Антонио Сицилианский со св. Антонием> (Рим, гал. ДориаПамфи- ли), <Триптих Мальванья> (в центре: <Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами>, Палермо, Нац. гал.), <Поклонение волхвов> (Лондон, Нац. гал.). Его произведения отмечены самыми разными влияниямиискусс- тва XV в., Дюрера, итальянских мастеров, в картине <Св. Лука, рисующий Мадонну> (1515, Прага, Нац. гал.) соединяются классическая архитектура и готические орнаменты. В 1516 Госсарт принимает участие в украшении погребального кортежа Фердинанда Католика, а в 1517 он исполняет <Портрет Жана Каронделе> (диптих, Париж, Лувр) и многочисленные портреты дворян. В это время он живет в Дурстеде, на Рейне, где находилась резиденция утрехтского епископа где Госсарт проработал до смерти своего покровителя, в 1523. Он обращается к мифологической тематике и создает работы, принадлежащие чисто ренессансной эстетике ( <Нептун и Амфитрита>, БерлинДалем, музей; <Метаморфозы Гермафродита>, Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена; <Венера и Амур> (Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Среди картин на религиозные сюжеты, исполненных в 1517-1524, сохранилось только две по настоящему важных: <Мадонна со св. Лукой> (Вена, Музей истории искусств) и алтарь, заказанный банкиром Педро из Саламанки для его капеллы в ц. Августинов в Брюгге (1521). По возвращении из Мидделбурга (1525) Госсарт поступает на службу к Адольфу Бургундскому, а также сохраняет контакты с Христианом II Датскимон пишет <Портрет трех детей Христиана II> (Лондон, дворец Хэмптон Корт) и делает проект надгробного монумента Изабелле Австрийской, супруге монарха (1526-1528). К позднему творчеству художника относятся многочисленные <Мадонны с младенцем> (НьюЙорк, музей Метрополитен; Мадрид, Прадо; Гаага, Маурицхёйс; Брюссель, Кор. музей изящных искусств), <Даная> (1527, Мюнхен, Старая пинакотека) и другие произведения, исполненные с большой тщательностью, а также <Мужские портреты> (Кассель, музей; Лондон, Нац. гал.; Манчестер, НьюХэмпшир, гал. Кариер; БерлинДалем, музей) и <Двойной портрет> (Лондон, Нац. гал.). Значение Госсарта для нидерландского искусства начала XVI в. очень велико; именно он ввел в нидерландскую живопись новую духовность и новые формы итальянского Возрождения. Он был переходным мастером, на творчество которого повлияла и северная традиция; хотя в своих рисунках, например, Госсарт стремится использовать ренессансные формы, игра арабесков напоминает еще позднеготическое искусство. И лишь его ученик, Ламберт Ломбард, окончательно установил первенствующее положение Ренессанса. Творчество Госсара, насчитывающее более 80 картин, представлено во многих публичных и частных собраниях Антверпена, Берлина, Бирмингема, Брюсселя, Кембриджа (Массачусетс), Детройта, Гамбурга, Хьюстона, Гааги, Лиссабона,

Дата публикации: 5-7-2010
Прочитано: 1427 раз
-  1  -
 1  | 2[>]