Поиск по сайту


       



ГРЁЗ Жан-Батист Greuze Jean-Baptisle

1725, Турнюс - 1805, Париж
ГРЁЗ Жан-Батист Greuze Jean-Baptisle

ГРЁЗ ЖанБатист Greuze, JeanBaptisle (1725, Турнюс - 1805, Париж) французский художник Он учился в Лионе у Ш. Гранлона (художника города Лиона в 1749-1762), около 1750 - уехал в Париж. Вероятно, в это время создана картина <Св. Франциск> для ц. св. Магдалены в Турнюсе. Покровительствуемый Сильвестром, он поступил в Кор. Академию, где учился у Натуара, но он не пошел по официальному пути римских призеров и академической карьеры. В Салоне 1755 он показывает работу <Отец, читающий детям Священное писание> (куплена Лаливом де Жюлли), портрет Сильвестра и другие, немного галантные, произведения. Критика восторжено отзывалась о его морализаторских сценах, в которых галантный жанр преобразован в дерзкую чувственность. Уже в своих ранних работах Грёз, <душа тонкая и чувственная> (Дидро), выступает как пристальный наблюдатель натуры, следуя в этом голландским художникам XVII в. В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: <Неаполитанский гитарист>, Варшава, музей; <Ленивая итальянка>, Хартфорд, Уодсворт Атенеум; <Разбитые яйца> НьюЙорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези <Римские древности>, купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр ( <Девушка, оплакивающая мертвую птичку>, 1765, Эдинбург, Нац. гал. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Картиной <Деревенская помолвка> (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства ( <Балованное дитя>, 1765, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж, <Обожаемая мать>, 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро <великой идее>. Картина <Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях> (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с <Продавщицей амуров> Вьена (1763) и <Клятвой Горациев> (1784) Давида. Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей ( <Папиньен>, 1768, Париж, Лувр; <Каракалла>, 1768, Байонна, музей; <Фортуна>, <Септимий Север>, 1768, Париж, Школа изящных искусств). Здесь перед нами предстает не столько художникморалист, сколько исторический живописец, отмеченный влиянием Пуссена; и даже такая работа, как <Смерть отца семейства> (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, <Смерть Германика> Пуссена. Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько <неоклассицистом>, сколько <неопуссенистом>; во всяком случае. <Север и Каракалл> уже имеет все те черты, которые позже появятся в <Смерти Сократа> Давида (1787). Грёз применил строгость и точность своих исторических картин 1767-1769 и к жанровой живописи. Так появилась серия картин, исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего

Дата публикации: 20-6-2010
Прочитано: 1909 раз
-  1  -
 1  | 2[>]