Поиск по сайту


       



Грис Хуан Gris Juan

1887, Мадрид - 1927, Булонь-сюрСен
постоянным атрибутам. Примером этой новой концепции является прекрасный <Натюрморт с книгой, трубкой и стаканами> (1915, НьюЙорк, собрание Ралфа Г. Колина). Конечно же, переход к синтетическому кубизму совершится не сразу: во многих работах 1915- 1917 заметны некоторые колебания художникаГрис то словно теряет предмет из поля зрения и интересуется только архитектоникой композиции ( <Площадь Равиньян>, 1915: <Лампа>, 1916, Филадельфия. Музей искусства, собрание Аренсберг), то возвращается к этому предмету, но желая избежать несоответствий, изображает его немного схематичным, иногда даже слегка стилизованным ( <Натюрморт с поэмой>. 1915, Раднор, собрание Генри Клиффорда: <Скрипка>, 1916, Базель, Художественный музей: <Натюрморт с игральными картами>, 1916, СантЛуис. Миссури, гал. Вашингтонского университета: <Шахматная доска>, 1915, НьюЙорк. Музей современного искусства). Лишь к началу 1918 Грис окончательно осваивает новую, <синтетическую> технику. Во время войны Грис много работает, несмотря на денежные затруднения (немец Канвейлер не имел возможности вернуться во Францию, а Грис, считая себя связанным с ним конрактом, отказываются продавать свои картины другим покупателям). Работы Гриса, написанные в 1918-1920, отмечены строгостью и архитектоничностью своей пластики и возвышенной ясностью экспрессии ( <Натюрморт с компотницей>, 1918, Берн, Художественный музей, фонд Рупф). Произведениям 1921-1923, напротив, присущ больший лиризм и сочный колорит ( <Канигу>, 1921, Буффало, гал. ОлбрайтНокс; <Нотная тетрадь>, 1922, НьюЙорк, гал. Мери Харриман: <Сидящий Арлекин>, 1923, НьюЙорк, собрание Хершеля Кери Уокера). Эти картины, созданные в последние годы жизни художника, являются вершиной его творчества и, в определенном смысле, кубизма. Хотя создателем нового метода был Пикассо, именно Грис обогатил его и довел до конечной точки. Этот метод, основанный на априорном интеллектуализме, сравним в своей основе с немецкой феноменологией, в частности. Гуссерля. Художник уже не изображает предмет в разных ракурсах, как это было в эпоху аналитического кубизма, но чисто интуитивно поднимается до сущности этого объекта, до его структуры. Одни предметы могут иметь различные свойства (цвет стакана, материал, из которого изготовлена курительная трубка): другие, наоборот, обуславливают сущность предмета. Эта проблема соседствует с проблемой <визуальности>. В своих опытах аналитического периода Грис составлял архитектонику композиции из различных описательных элементов. Теперь, наоборот, он идет от архитектоники к объекту: согласно его знаменитой формуле: <Сезанн из бутылки сделал цилиндр, я из цилиндра делаю особый индивидуум, из цилиндра я делаю бутылку> ( , Париж, №

5. февраль 1921). Так, белый параллелограмм становится страницей книги или нотным листом, прямоугольникстолом, овалгрушей или лимоном, сложная форма из двух сопоставленных трапецийгитарой, две изогнутых линиику- рительной трубкой, волнистая линиягирляндой скатерти на столе. Сам Грис называл это <определять предметы> ( ). Благодаря своей уравновешенности, композиции этого последнего периода считаются шедеврами кубизма ( <Стол художника>, 1925, Гейдельберг, собрание Рейтер, <Голубой ковер>, 1925, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду: <Гитара и нотный лист>, 1926. НьюЙорк, собрание Даниэля Сейденберга).

Дата публикации: 20-5-2010
Прочитано: 1509 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]