Поиск по сайту


       



Грюневадьд прозвище Матиса

1445 / 1455 или 1475 / 1480, Вюрцбург - 1528 или 1531 / 1532
госпитальеров св. Антония в Изенгейме, Верхний Рейн: нынеКольмар, музей Унтерлинден): центральная. скульптурная часть исполнена резчиком Никласом Хагенау в 1505 (что, однако, оспаривается Р. Рехтом, датирующим скульптуры последним десятилетием XV в.) и Дезире Бейхелем в годы наставника монастыря Иоанна де Орлиака. Алтарь, состоящий из двух закрепленных и четырех подвижных створок, располагался в глубине хора каноников, позади амвона: во всей композиции господствовала большая статуя св. Антония, одновременно чудотворца и терапевта, которая в глазах больных становилась образом благочестия. Алтарные картины были заказаны наставником госпитальеров, Гвидо Гуэрси, Матису Нитхарту. Якоб Буркхардта исправят ошибку Буассере и Энгельхардта, приписавших Изенгеймский алтарь Дюреру. На пределле изображено <Оплакивание Христа>: на наружных створках - сцены из жизни св. Антонияна левой и св. Себастьянна правой (в 1966 эти створки были переставлены) и <Распятие> с Богоматерью, Иоанном Крестителем и Марией Магдалинойна центральной (на горшочке с благовониями стоит дата, 1515). При открытии наружных створок слева появляется сцена <Благовещения>, справа - <Воскресения> и в центре - <Рождества>, что соответсвует символической концепции провидицы св. Бригитты Шведской. Наконец, при третьем открытии алтаря, на левой створке изображены св. Антоний, с чертами лица Гвидо Гуэрси, и св. отшельник Павел, напоминающий, вероятно, самого Грюневальда: на правой - <Искушение св. Антония> и в центрескульптурная группа. Это произведение Грюневальда исполнено под влиянием идей св. Бригитты Шведской, а также, возможно, Лудолфа Саксонского и св. Бонавентуры. Кроме того, Грюневальд почти наверняка был свидетелем теологических занятий Гвидо Гуэрси и больничных опытов: 1517-1519 - алтарь МарииШнее из ц. в Ашаффенбурге, в 1513 заказанный Грюневальду каноником Рицманном. На раме, хранящейся в самой церкви, сохранились надписи с именами донаторов, Хенриха Рицманна и Каспара Шанца, дата (1519) и монограмма (Gotthan Mathias Nithan). Сохранилась лишь одна створка (Фрейбург, Городское собрание): возможно, этому алтарю принадлежит и панно <Богоматерь Штуппахская>, до 1809 хранившееся в Мергентхейме и позже купленное Штуппахом. X. И. Рикенберг допускает, что оно было написано для кавалера Тевтонского ордена во ФранкфуртеСаксонском. В эти же годы, по словам Зандрарта, Грюневальд исполнил три алтарных картины для собора в Майнце: 1520-1525 - <Встреча св. Эразма и Маврикия> (Мюнхен, Старая пинакотека) упоминается в 1525 в инвентаре коллегии в Галле: около 1540 кардинал Альбрехт Бранденбургский, чьи портретные черты приданы св. Эразму, перевез эту картину в Ашаффенбург: около 1525 - <Несение креста> и, на обороте, <Распятие> из Таубербишофсхейма (Карлсруэ, Кунстхалле) были распилены в 1883: <Оплакивание Христа> (ц. в Ашаффенбурге), несомненно, пределла алтаря, исполнена художником во время его службы у кардинала Альбрехта и архиепископа Дитриха фон Эрбаха. Эти живописные произведения дополнены тридцатью шестью замечательными рисунками и этюдами картин (музеи в Карлсруэ, Берлине, Дрездене, Веймаре.

Дата публикации: 9-6-2010
Прочитано: 1128 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]