Поиск по сайту


       



Давид Жак-Луи David Jacques-Louis

1748, Париж - 1825. Брюссель
были лишь две: <Коронование Жозефины> (1805-1810, Париж, Лувр) и <Раздача знамен> (1810, Версаль, музей); две другие сохранились лишь в рисунках: <Вступление на престол> и <Прибытие в ратушу> (Париж, Лувр и Лилль, Музей изящных искусств). Это была славная эпоха, но она не имела будущего. Давид предпринял несколько попыток возглавить Школу изящных искусств и занять возле императора такое место, какое занимал Лебрен при Людовике XIV, однако эти попытки не увенчались успехом и художник, несмотря на свое мировое признание, оставил общество и отказался от официальных заказов. В 1813 он возвращается к работе над картиной <Леонид при Фермопилах> (Париж, Лувр, начата в 1802, но оставлена изза императорских заказов), в марте 1815 вернувшийся с острова Эльба Наполеон увидел уже законченную картину. Некоторые официальные портреты того времени представляют собой одни из самых замечательных произведений художника ( <Граф Франсуа Нантский>, 1815, Париж, музей ЖакмарАндре, <Наполеон>, 1812, Вашингтон, Нац. гал., <Мадам Давид>, 1813, там же). Во времена Реставрации Давид, оставшийся верным Наполеону, предпочел уехать в Бельгию, чем искать благосклонности Людовика XVIII. Он был с энтузиазмом принят бельгийскими художниками, в прошлом его учениками, и открыл в Брюсселе свою мастерскую. Остаток жизни Давид посвятил живописи, манера которой говорит о некоторой усталости от избранных ранее принципов. В основном художник использует галантные сюжеты из мифологии и античной литературы ( <Амур и Психея>, 1817, Кливленд, музей: <Телемах и Эвриал>, 1818, Малибу, музей Гетти; <Марс, обезоруженный Венерой, и грации>, Брюссель, Кор. музей изящных искусств). От этого периода сохранились и многочисленные портреты, строгость и искренность которых ставит имя художника в один ряд с именами лучших французских портретистов от Фуке до Сезанна ( <Господин и госпожа Монже>, 1812, Париж, Лувр, <Граф де Тюрен>, Копенгаген, Нац. Карлсбергская гал., <Графиня Дарю>, 1820, НьюЙорк, собрание Фрик). Столь же высокой оценки заслуживает и повторение картины <Коронование> (1821, Версаль, музей дворца), сделанное Давидом вместе со своим учеником и помошником, Жоржем Руже. Художник умер 2 декабря 1825 в Брюсселе, окруженный уважением и почетом. Великий исторический живописец, замечательный портретист, Давид играет ведущую роль в развитии живописи XIX в., которая выразилась в том влиянии, которое он оказывал на творчество других художников. Отношение к нему было самое разноеот восхищения до неприятия: в кругу близких ему художников он был провозглашен <реформатором французской живописи>, а Делакруа говорят о нем как о <родоначальнике всей новой школы живописи и скульптуры>; в то же время художника обвиняли в приверженности худшим традициям академизма. И все же в наши дни Давид представляется великим мастеромего искусство. прямолинейное и своенравное, единое и многоликое, его техника рисунка и композиции, его сила зрительного восприятия оказали огромное влияние на всех художников. Он передал классикам (Энгру и его ученикам) идеи, язык и смысл внешней красоты, через Гро он сообщил романтикам эпичность, что позволило им создать впечатляющие полотна. В этом смысле, творчество Давила, <своеобразное сочетание реализма с идеализмом> (Делакруа), попрежнему остается неразрешимой загадкой. Считая античность <важнейшей школой современных мастеров>, Давид исследовал природу

Дата публикации: 20-6-2010
Прочитано: 2479 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]