Поиск по сайту


       



Делоне Робер Delaunay Robert

1885. Париж - 1941. Моппелье
такой живописи, техника которой заключалась бы не только в цвете и цветовых контрастах, но которая развивалась бы и во времени и воспринималась одновременно с первого же взгляда. Ни один французский художник, даже среди фовистов, не осмеливаются рассматривать цвет в качестве основного и единственного элемента живописи, но именно это утверждал Делоне, когда говорил, что до него цвет всегда считался лишь средством <раскрашивания>. Для него же цвет был абсолютно самоценен, цветом он заменил почти все остальные элементырисунок, объем, перспективу, светотень. Делоне вовсе не отрицал ту цель, для достижения которой нужны были все эти средства, но он стремился добиться того же результата одним лишь цветом, передать им и форму, и глубину, и композицию, и даже сюжет. В этом состоит революционный характер творчества художника, любившего повторять: <Чтобы создать действительно новое, нужно прибегнуть к абсолютно новым средствам>. Так, в <Окнах> пространство передается уже не при помощи перспективы, линейной или воздушной, а при помощи цветовых контрастов, которые создают глубину без использования светотени. В серии картин <Круглые формы> (1912-1913, НьюЙорк, Музей современного искусства, Амстердам. Гор. музей) Делоне открыл для себя еще одно качество цвета: его динамическую силу. Он обнаружил, что. располагая цвета рядом, можно добиться своеобразной вибрации, более или менее заметной в зависимости от соседствующих цветов, их интенсивности, площади поверхности. Зная эту особенность, художник теперь мог моделировать движение композиции. От динамизма футуристов его отличало то, что он не описывал движение, но выражал динамизм цвета в чисто физическом понимании. Весьма оригинальным было и восприятие художником абстракции. Картины <Диск> и <Круглые формы> - нефигуративные произведенияпозволяют говорить о Делоне как о пионере абстрактной живописи, но его концепция совершенно бессистемна. Для него важно не столько то, существуют ли в картине какиелибо визуальные референции к окружающей действительности, сколько то, что ее техника <антидескриптивна>. Эта точка зрения отражена в таких произведениях, как <Команда Кардифа> (1912-1913, Париж, Гор. музей современного искусства) и <В честь Блерио> (1914, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Гренобль, Музей изящных искусств), сюжеты в них играют второстепенную роль, зато техника исполнения свидетельствует о большом мастерстве в обращении с цветом: контрасты более выразительны, ритмы не нарушают определенную связность. В картине <В честь Блерио> винтообразные чередования, характерные для серии композиций <Круглые формы>, трансформируются в дискообразныеэто позволило художнику шире использовать контрастность и более последовательно передать движение. Иберийскмй период и послевоенные годы. Находясь во время войны в Испании и Португалии, Делоне применил свою новую технику к изображению человеческого тела ( <Обнаженные женщины за чтением>) и предметов ( <Португальский натюрморт>, Балтимор, Музей искусства; Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Монпелье, музей). Кроме того, художник углубил созданное им понятие <диссонанс> в живописи, что в его собственном понимании было отношением

Дата публикации: 19-6-2010
Прочитано: 1665 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]