Поиск по сайту


       



Джордано Лука Giordano Luca

1634, Неаполь - 1705, там же
Джордано Лука Giordano Luca



ДЖОРДАНО

Лука Giordano, Luca (1634, Неаполь - 1705, там же) итальянский художник Джордано, художник исключительно плодотворный и имевший большой успех у современников, часто рассматривается сегодня как мастер легких поверхностных решений, готовый к заимствованиям или даже копиям и очень быстрый в исполнении своих работ. Это суждение, на протяжении долгого времени распространявшееся на все искусство барокко, не лишено оснований, если его применить к творчеству Джордано, с его бесчисленными картинами кавалеров и фресками, написанными в Италии и Испании (он исполнил несколько тысяч произведений, которые хранятся практически во всех музеях мира). Однако, если вспомнить искусство того времени, когда художник, даже самый гениальный, чтобы выполнить все свои многочисленные заказы, должен был использовать помощников и учеников, и если, соответственно, выделить из его творчества лишь те произведения, которые полностью принадлежат его кисти, - в этом случае творчество Джордано предстанет как одно из самых значительных в европейской живописи XVII в. Молодость. Сформировавшийся, согласно старым источникам, под влиянием Риберы, Джордано, кажется, вплотную подошел к разрешению многих проблем неаполитанской живописи. В самом деле, такие приписываемые ему произведения, как портреты <Философов> (Гамбург, Кунстхалле, Вена, Музей истории искусств), созданные еще до первых документально подтвержденных работ (1653), содержат в себе различные элементы, которые около 1635 привели к кризису караваджизма в неаполитанской живописи. Это обращение к предшествующим опытам будет характерно для всего творческого пути Джордано. Так, вначале следуя Рибере, соединившему караваджизм с барочными принципами, он вскоре предпринял путешествие в Рим и Венецию, где написал несколько алтарных картин и где особенно тщательно изучал Веронезе. По возвращении в Неаполь, Джордано создал для ц. СанПьетро ад Арам две картины, изображающие сцены из жизни св. Петра (1654), фон которых апеллирует к живописи великого венецианца и которые в целом исполнены в XVI в. Эти же черты присущи и другим его работам - <Св. Николаю Барийскому> в ц. СантаБриджида и двум картинам, предназначенным для ц. СанАгостино дельи Скальци (1658), в которых преобладает венецианское влияние, но с более плавными мазками и более интенсивными световыми акцентами. Здесь же заметно и влияние работ Маттиа Прети, и близость Рубенсу, особенно примечательная в <Св. Лючии> (1657, Милан, собрание Канесса). После перехода к более светлой и живописной манере, сравнимой с Пьетро да Кортоной ( <Св. Семейство>, ок. 1660, Орор, НьюЙорк, Уэллс колледж), он возвращается к классицизму Карраччо и Пуссена, с его уравновешенной композицией и важностью рисунка (две алтарных картины - <Бегство в Египет> и <Избиение младенцев> - в ц. СанТереза в Кьяйя, 1664). Зрелость. После нового путешествия в Венецию (где он написал <Успение Марии> в ц. СантаМария делла Салюте) и Флоренцию в 1667, Джордано стал приверженцем стиля Пьетро да Кортоны, с его нежностью и грациозностью

Дата публикации: 4-8-2010
Прочитано: 1438 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]