Поиск по сайту


       



Дюрер Альбрехт Durer Albrecht

1471, Нюрнберг - 1528, там же
и Гуго ван дер Гуса - в Брюсселе, а также <Мадонну> Микеланджело - в Брюгге. Однако его творческая деятельность замедляется. Смерть Максимилиана I положила конец <великой эпохе> Дюрера, а начало Реформации (ок. 1519) и крестьянская война (1525), завершили потрясения той эпохи. <Дюрер в плохой форме>, - заметил его друг Пирктеймер. Художник принял сторону Лютера и, когда он узнал ложную новость об убийстве великого реформатора, он возложил все свои надежды на Эразма, впрочем, не без опасения за будущее: в его акварели <Видение сна> (1525, Вена, Музей истории искусств) человечество унесено волнами второго Потопа. С этого временеи его работа протекала в таком состоянии духа; он стал одним из первых апостолов искусства, соответствующего простой и строгой теологии Реформации. <Когда я был молодым, - доверительно говорил он Меланхтону, - я гравировал новые и разные произведения; теперь... я начинаю созерцать природу в ее первозданной чистоте и понимать, что высшее проявление искусстваэто простота>. В этом смысле, его последняя работа <Четыре апостола> (1526, Мюнхен, Старая пинакотека) приобретает значение духовного завещания. Четыре персонажа вместе воплощают человека, его возраст и настроение. На левой створке Иоанн, молодой сангвиник, в сопровождении флегматичного Петра с согбенной годами спиной; на правойгорячий Марк и важный и непоколебимый Павел. Цвете пластическими модуляциями дополняет скрытую идею произведения контрастом теплых аккордов дополнительных тонов (красный, зеленый или синий) и холодных тонов (белого и сероголубого). Как вневременные явления, эти фигуры, силой своего духовного присутствия, воплощают в себе опору и гарант новой веры и морали. Этот всеобщий и глубоко естественный идеал был и идеалом нюрнбергского мастера. Дюреравтор нескольких теоретических трактатов, задуманных около 1512-1513, но законченных лишь в последние годы жизни: <Руководство к измерению циркулем и линейкой> (1525), <Руководство по укреплению городов, замков и крепостей> (1527) и <Четыре книги о пропорциях человеческого тела>, опубликованные спустя шесть месяцев после его смерти. Эти труды, которые Э. Панофски по их значимости сравнивает с Библией Лютера, являлись частью задуманной Дюрером теоретической энциклопедии искусства, которая должна была называться <Пища для изучающих живопись>. Ее целью было создать дисциплину, основанную на универсальном законе природы и на практикена знании и на значении искусства.

Дата публикации: 15-7-2010
Прочитано: 1081 раз
-  6  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6