Поиск по сайту


       



Дюшан Марсель Duchamp Маrcеl

1887, Бленвиль - 1968, НьюЙорк
Дюшан Марсель Duchamp Маrcеl



ДЮШАН

Марсель Duchamp, Маrcеl (1887, Бленвиль - 1968, НьюЙорк) американский художник французского происхождения Этот художник, гений которого упражнялся в разрушении традиционного понимания искусства, родился в буржуазной семье (его отец был нотариусом); его братья, Жак Вийон и Раймон ДюшанВийон также были художниками. Дюшан обратился к живописи в 1902 ( <Капелла в Бленвиле>, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга); он учился в академии Жюлиана (1904-1905) и писал пейзажи и портреты, в которых чувствуется влияние неоимпрессионизма и группы <Наби> ( <Портрет Ивонн Дюшан>, 1907, НьюЙорк, частное собрание; <Красный дом в яблоневом саду>, 1908, там же). Он исполнял также виньетки в духе ТулузЛотрека и юмористов <конца века> для журналов и (1905-1910). Вплоть до 1910 под влиянием Сезанна и фовистов он продолжает писать в достаточно современной манере, без резкой агрессивности и наглости. Однако у своих братьев в Пюто, где бывали также Глез, Ла Фресне, Купка, он интересуется кубизмом; под впечатлением от него в 1911 Дюшан создает произведения, в которых схематизация и многочисленные кубистические перспективы дополнены поиском нового движения ( <Разрезанные Дульсинея, Соната, Ивонн и Магдалена>, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга; <Игроки в шахматы>, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Вдохновлял ли его футуризм? Художники Пюто хорошо представляли их эстетические взгляды и, начиная с 1910, или, может быть, 1909, Купка создал серию фигур в движении, которые Дюшан не мог не знать (Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Действительно, его <Обнаженная, спускающаяся по лестнице> датируется 1911 (Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), а в 1912 он исполнил серию произведений, посвященных выражению движения, в которых художник аппелировал к футуризму и к <хронофотографии> Маре и Купки. В этих композициях в коричневых тонах противопоставляются и запутываются неподвижные фигуры и <быстрые>, напоминающие машины формы, изображенные с юмором ( <Король и королева в окружении обнаженных>, <Дева>, <Замужняя>, там же). Эти поиски параллельны творческим исканиям Пикабиа, который в те годы создавал динамические картины на грани абстракции ( <Танцы до упаду>, там же, <Удни (молодая американка; танец)>, 1913, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). В 1913 Дюшан внезапно отходит от своих живописных поисков и разрабатывает <рабочие заметки> новой системы, выходящей за рамки точных наук. Результатом этой философской деятельности стала работа <Остановки - Эталон> (НьюЙорк, Музей современного искусства). Эти полунаучные объекты предвещают <редимейды> ( <готовые продукты>), первый из которых - <Велосипедное колесо на табуретке> - был сделан в том же году. Среди других можно назвать <Сушилку для бутылок> (там же), , (1916-1917, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), (1919, Париж, частное собрание), <Мона Лиза с усами>. Дюшан создал несколько вариантов <редимейдов>: простой, <вспомогательный>, <очищенный>, <имитационный>, <имитационноочи- щенный> и <обслуживающий> - в зависимости от вмешательства художника в создание этих <готовых> объектов. В большинстве случаев оригинальные <редимейды> Дюшана не сохранились, однако художник, как правило, исполнял повторениядля друзей (в 1964 А. Шварц издал их в восьми нумерованных и подписанных экземплярах). В том же 1913 Дюшан обращается к живописи на стекле; он создает большую композицию <Большое стекло, The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even> (1915-1923), Филадельфия,

Дата публикации: 20-5-2010
Прочитано: 1852 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]