Поиск по сайту


       



Жироде -триозон Анн-Луи Girodet-Trioson Аппе Louis

1767, Монтаржи, департамент Луарэ - 1824, Париж
Жироде -триозон Анн-Луи Girodet-Trioson Аппе Louis



ЖИРОДЕТРИОЗОН

АннЛуи GirodetTrioson, Аппе Louis (1767, Монтаржи, департамент Луарэ - 1824, Париж) французский художник В Париже, куда он был отправлен, чтобы получить хорошее классическое образование, рано выявившее его литературные и художественные способности, его опекуном был доктор Триозон, приемным сыном которого он стал после смерти своего отца. Жироде был одним из лучших учеников в мастерской Давида, куда он поступил в 1785; здесь он написал картину <Иосиф, узнанный своими братьями>, за которую в 1789 получил Римскую премию (Париж, Школа изящных искусств). Тогда же он исполнил картину <Снятие с креста> (ц. в Монтескье-Вольвестре). Возможно, именно знакомство с итальянской живописью побудило художника отойти от манеры Давида. В 1791, когда Жироде начал использовать сфумато Леонардо и Корреджо, он написал странную картину <Сон Эндимиона> (Париж, Лувр), ставшую первым успехом романтизма. Однако в своих исторических композициях, таких, как <Гиппократ> (1793, Париж, Медицинская школа), по своей экспрессии напоминающих, скорее, Пуссена, чем Давида, он остается неоклассицистическим художником. В Неаполе, куда он уехал в 1793, Жироде исполняет несколько неоклассицистических пейзажей (Дижон, музей Маньен), непризнанных, но достойных мастера этого жанра. По дороге во Францию болезнь задержала его в Генуе, где он пишет для Гро, пришедшего в Италию с французской армией, свой <Автопортрет> (1795, Версаль, музей дворца), который обменивает на портрет своего друга. Классические по фактуре, портреты Жироде отражают переходную эпоху, подчеркивая индивидуальность модели: они напоминают Грёза ( <Доктор Триозон>, 1790, Монтаржи, музей), Давида ( <Белли>, 1797, Версаль, музей дворца; <Мужской портрет>, СентОмер, музей; <Ларри>, 1804, Париж, Лувр), а иногда носят фантастический ( <Триозон Младший>, 1800, частное собрание) или романтический (знаменитый <Портрет Шатобриана>, СенМало, музей) характер. Творческая личность художника нашла свое наиболее яркое выражение в работах на литературную тематику: <Оссиан> (Мальмезон, музей дворца, для которого в 1800 и была заказана картина), чей серозеленый колорит не понравился Давиду, который, правда, оценил трагическое величие <Потопа> Данте (1806, Париж, Лувр) и трогательную чистоту <Похорон Аталы> (1808, там же), картины, иллюстрирующей роман Шатобриана. Столь же точно он изобразил и пошлую красоту <Галатеи> (1819, замок Дампьер), напоминающей скульптуру Кановы. Предшествующий сатирический портрет <Мадемуазель Ланж в роли Данаи> вызвал скандал в Салоне 1799 (Миннеаполис, Институт искусств). Таким образом, в годы бурного расцвета романтизма поздние произведения Жиродепортреты и исторические композициисохраняют верность неоклассицизму, даже тогда, когда он стремится показать очарование экзотики ( <Индеец>, Монтаржи, музей; <Мятеж в Каире>, 1810, Версаль, музей дворца). Его мастерская, ставшая знаменитой в эпоху Реставрации, давала академическое образование. В музее Жироде в Монтаржи находится множество картин и рисунков художника. Работы художника имеются также в собрании петербургского Гос. Эрмитажа.

Дата публикации: 5-7-2010
Прочитано: 1662 раз