Поиск по сайту


       



Йорн Асгер Олуф Иоренсен

1914, Вейрум, Ютландия - 1973, Орхус
Йорн Асгер Олуф Иоренсен

ЙОРН Асгер Олуф Иоренсен (псевдоним Асгер) Jorn, Asger Oluf Jorgensen (dit Asger) (1914, Вейрум, Ютландия - 1973, Орхус) датский художник Йорн начинает заниматься живописью в 1930-е (маленькие пейзажи и портреты) и, благодаря публикациям Баухауза, знакомится с творчеством Кандинского. В 1936, в Париже, он работает с Леже; а в следующем годупод руководством Ле Корбюзье (павильон на Всемирной Выставке в Париже). По возвращении в Данию Иорн испытывает новые, более близкие ему по духу влияния своих соотечественников - Якобсена, Клее, Миро, а также гравюр Энсора. Во время войны Йорн вместе с Биллем, Пердерсеном и Якобсеном основывает журнал , а также становится членом художественного объединения <Кобра>. Отныне творчество Йорна будет развиваться в сторону более импровизационного, динамичного и яркого искусства (акварели из серии <Дидаска>, 1944-1945, Копенгаген, Гос. художественный музей). Художник играет ведущую роль во многих движениях авангарда, таких, как <Кобра> (1948-1951), <Международное движение за имажинистский Баухауз> (1953-1957), <Международные ситуационисты> (1957-1960). В 1958 в Париже появляется сборник статей <О форме. Набросок методологии искусств> ( ), раскрывающий эстетические позиции Йорна, начиная с периода его деятельности в объединении <Кобра>. Для Йорнахудожника, работавшего в самых разных техниках искусства (гравюра, керамика, шпалера), характерна постоянная изменчивость творческих интенций. Если вначале он стремился к фигуративности, исполненной большой выразительной силы, то позже художник обратился к фантастическому бестиарию скандинавской мифологии, к структуре викинговской спирали. Опыт <Кобры> наполнил произведения Йорна новой свободой ( <исторические картины>, <призраки войны>, рисунки под общим названием <Аганак>), проявившейся и в его ярких картинах, написанных в лучших традициях экспрессионизма ( <Право героя>, 1950, Ольборг, музей; <Письмо к сыну>, 1956-1957, Лондон, гал. Тейт). Воспоминания о сюрреализме <Кобры> приводят его к созданию таких работ, как <Шевелюра вещей>, (1948-1953, <словокарти- на>, в соавторстве с Кристианом Дотремоном). Позже с дерзким юмором художник будет переписывать собранные им холсты, вводя в них агрессивные образы ( <Модификации>, 1959; <Дефигурации>, 1961 и 1962). Поэтика реальности и мечты отразились в экспериментах Йорна с красочной фактурой, с помощью текучей краски превращенную в неровную, словно покрытую шрамами поверхность ( <Сначала был образ>, 1965, Луизиана, музей). С 1956 он подолгу живет в Париже, где регулярно проходят его выставки, сначала в гал. <Левый берег> ( ), затем в гал. Жанны Бюше, где были представлены его последние работы (коллажи, разорванные плакаты, гуаши). Йорнгравер ни в чем не уступает Йорнуживописцу. Его экспрессия предвещает то Дюбюффе, то Алешинского, а его свободная фантазия враждебна любого рода догматизму. ( <С головы до пят>, 1966- 1967, десять цветных литографий; <Запасной вход>, 1971, девять гравюр, сухая игла; <Штудии и фантазии>, 1971-1972, двенадцать цветных ксилографий). Ему принадлежат и большие декоративные ансамбли, керамика и шпалеры (в соавторстве с Пьером Вемаром) в лицее в Орусе, а также стенная живопись, в банке <Гавана> (1967-1968). Работы Йорна представлены в датских музеях, в Луизиане (близ Копенгагена), Ольборге

Дата публикации: 9-7-2010
Прочитано: 1557 раз
-  1  -
 1  | 2[>]