Поиск по сайту


       



Кандинский Василий Васильевич Kandinsky Wassily

1866, Москва - 1944, Нёйи-сюрСен
русский характер которых мы вновь встречаем в его гравюрах на дереве (146 гравюр, исполненных в 1902-1912). Гравюры Кандинского (альбом <Стихи без слов>, Москва, 1904; альбом <Ксилографий>, Париж, 1909) по своему <сюжету> имеют много общего с его картинами, но свидетельствуют о большом мастерстве в трактовке цвета. Мурнау. В 1908 Кандинский возвращается в Мюнхен и вскоре, вместе с Г. Мюнтер, поселяется в небольшом селении Мурнау в Баварских Альпах. Здесь Кандинский совершает свой <скачок в абстракцию>. Однажды вечером он возвращался в свою мастерскую и увидел в полумраке <неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину>, <совершенно непонятную по внешнему содержанию и состоявшую исключительно из красочных пятен>; он вскоре узнал в ней одну из своих собственных работ, <прислоненную к стене и стоявшую на боку>. <В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, - продолжает Кандинский, - что предметность вредна моим картинам>. Постепенно поиск выразительности приводит Кандинского к отказу от простого наполнения цветом <предметных> форм и заставляет его обратиться собственно к цветовой экспрессии ( <Пейзаж с башней>, 1908, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). В 1909 он участвует в выставке графики, организованной в Дрездене группой <Мост> ( ). Тогда же, вместе со своим другом А. фон Явленским, он основывает Новое мюнхенское художественное объединение (Neue Kunstlervereiningung Munchen). Однако вскоре, в результате фундаментальных разногласий о сущности искусства, Кандинский выходит из Объединения и, восставая против академизма, готовит, вместе с Францем Марком, альманах <Синий всадник> ( ). Рождение абстракции. Альманах был подготовлен в 1911 и вышел в свет в 1912, после двух выставок группы <Синий всадник> (декабрь 1911 и февраль 1912). Эти выставки должны были показать, <как поразному реализуется внутреннее желание художника>. Хотя общественное мнение и было подготовлено двумя изданиями книги Кандинского <О духовном в искусстве> ( ), это не избавило художника от резких нападок критики. Кандинский-художник всегда опережает Кандинского-теоретика; <внутренняя необходимость>, в доказательство которой он приводит в своей книге антропософскую теорию австрийского философа Рудольфа Штайнера, склоняет его к постепенному отказу от фигуративных элементов: цветовые <беспредметные> плоскости, обведенные черными контурами, становятся <знаками> ( <Импровизация III>, 1909, Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду; <Эскиз к Композиции II>, 1909, НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма). Затем, отказываясь от традиционного пространственного иллюзионизма, он придает изобразительной плоскости двухмерность, и, соответственно, подчеркивает произвольный характер пространства. Черные контуры становятся автономными графическими элементами, их число растет, а цвета выходят за рамки <предмета> ( <Церковь в Мурнау>, 1910, Мюнхен, Гор. гал., Ленбаххауз; <Картина с черной дугой>, 1912, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; <Импровизация>, 1912, НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма). Его первая абстрактная акварель (Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду) датируется примерно 1910; акварель стала для Кандинского экспериментальной техникой par excellence. Однако ему потребовалось еще больше года, чтобы полностью отойти от <предметности> в масляной живописи, искусстве, требующем более тщательной проработки. И если его <Впечатления> попрежнему изображают природу, то <Импровизации>, и особенно <Композиции>, становятся уже чистой конструкцией форм и цвета. В 1912 в гал. Штурм проходит ретроспективная выставка работ Кандинского.

Дата публикации: 24-5-2010
Прочитано: 2852 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]