Поиск по сайту


       



Караваджо прозвище Микеланджело да Меризи Caravaggio Michelangelo da Me

1571, Караваджо, Ломбардия ? - 1610, ПорпюЭрколе
Амброзиана) поражает своей правдивостью и осязаемостью, натюрморт стал здесь самостоятельным и единственным сюжетом картины, которую считают первым и одним из самых красивых примеров этого жанра: здесь отсутствуют украшающие изыски, описательность и всякого рода мистицизм. Караваджо окончательно порывает с интеллектуализмом жанровых сцен, скрупулезным натурализмом нидерландских художников и природной <загадочностью> Леонардо да Винчи. Картины для ц. СанЛуиджи деи Франчези и СайгаМария дель Пополо: конец римского периода. Создание картин для капеллы Контарелли в ц. СанЛуиджи деи Франчези, датировка которых была недавно уточнена благодаря обнаружению новых документов (Рёттген, 1965: 1599-1600 - <Призвание апостола Матфея> и <Мученичество апостола Матфея>, 1600- 1602 - алтарная картина <Апостол Матфей с ангелом>) ознаменовало собой решающий поворот в творчестве Караваджо. Этой работе непосредственно предшествовало несколько картин, в которых прослеживаются первые попытки обновления стиля, в какойто степени связанные с приездом в Рим Аннибале Карраччи в 1595 и свидетельствующие о новом отношении Караваджо к официальной академической культуре. Действительно, картина <Христос в Эммаусе> (Лондон, Нац. гал.) своей более разработанной перспективой, строгостью и торжественностью как бы отвечает Карраччи, в то время как композиция <Иоанн Креститель> (Рим, гал. Дориа Памфили), нередко считающаяся своеобразной пародией на мотивы Микеланджело, впервые показывает стремление художника открыто и даже иронично продемонстрировать свое отношение к классической традиции XVI в. Если в юности Караваджо беспечно и честолюбиво отказывается от всяческих предрассудков, то теперь он вступает в пору раздумий, завершившихся, с одной стороны, равновесием обычных средств выражения, а с другойдухом противоречия и затем, во время работы в ц. СанЛуиджи деи Франчези, кризисом целостного поэтического мира художника. Этот кризис подтверждают и результаты исследования двух картин из истории апостола Матфея в рентгеновских лучах, которое выявило изменения замысла художникаперепи- санные места доказывают тщательность, с которой Караваджо проверяет соответствие своей интерпретации любому событию, даже из Священной истории, и ищет новый и убедительный художественный язык, способный оправдать вольности, которые - с точки зрения иконографии, узаконенной и признанной Церковьювозни- кают в результате подобной интерпретации. В процессе этих поисков творческое кредо Караваджо приобретает все более революционный характер и выражается ясно, спокойно и уверенно. Смело перемещенные в современную художнику эпоху (игорный стол перед кассой сбора пошлины в <Призвании апостола Матфея> или интерьер римской церкви в <Мученичестве апостола Матфея>), события священной истории схвачены Караваджо в их физической и духовной реальности, благодаря выявляющей роли света, исходящего извне, от некоего бокового источника, который освещает лишь главные части композиции, подчиняясь не объективным законам оптики, а экспрессивным требованиям художника, запечатлевает мгновенной вспышкой жесты персонажей, наделяя

Дата публикации: 22-6-2010
Прочитано: 1362 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6[>]