Поиск по сайту


       



Караваджо прозвище Микеланджело да Меризи Caravaggio Michelangelo da Me

1571, Караваджо, Ломбардия ? - 1610, ПорпюЭрколе
их абсолютным смыслом, и погружает сцену в игру светотени, молчаливой и исполненной драматизма. Этот <люминизм>, культурные истоки которого следует искать в живописи европейского маньеризма, лишен у Караваджо интеллектуальности последнего и приобретает антигуманистический пафос. Свет, а не человек определяет теперь физические и моральные рамки пространства изображения; в области изобразительных искусств это соответствует отказу Джордано Бруно и позже Галилея от антропоцентристской концепции мира. Первый вариант алтарной картины <Апостол Матфей с ангелом> (погибла в Берлине в 1945) заказчики сочли слишком реалистичным и вызывающим и отвергли его. Для второго варианта характерна более классическая концепция, <опасная> (по выражению Р. Лонги, 1951) для такого <народного> поэта, каким был Караваджо. Особенно поражает плотность драпировки, в которую облачен ангел и которая как бы поддерживает его в полете (художник так и не смог заставить ангела <летать>), а также ограниченная, скупая гамма красокцвета словно взрываются с сокрушительным натиском света на темном фоне полотна. Хотя особенности цветовых эффектов этой картины позволяют предположить влияние венецианского колорита, их место в системе изображения с преобладанием темных тонов соответствует направлению творческих исканий Караваджо, начавшихся годом раньше и зафиксированных в картинах <Распятие апостола Петра> и <Обращение Павла>, исполненных для капеллы Черази ц. СантаМария дель Попало (закончены, согласно документам, в ноябре 1601). В большей степени, чем полотна из капеллы Контарелли, эти композиции являются результатом развития религиозных тем, отныне ставших практически единственными сюжетами в творчестве Караваджо. Это развитие, которое перевело Священную историю на <народный> язык и, по мнению некоторых исследователей, может быть соотнесено с проповедями св. Игнатия Лойолы и Филиппе Нери (В. Фридлендер, 1955), выразилось в картинах из капеллы Черази с предельной реалистичностью (так, например, публику того времени шокировал круп лошади на первом плане в <Обращении Павла>); светотень, в свою очередь, стала глубоким мраком, сквозь который прорывается болезненно пронзительный свет. Благодаря ему сцены, представленные в сдержанной цветовой гамме и без описательных деталей, поражают своей достоверностью. К этой же серии относятся другие произведения Караваджо, созданные до его бегства из Рима, когда в очередной стычке художник убил своего соперника. В 1602-1604 его классические размышления ( <Положение во гроб>, Ватикан, Пинакотека) находят свое продолжение в картине <Мадонна ди Лорето> ( <Мадонна странников>, 1603-1605), исполненной для ц. СантАгостино, в которой скульптурная красота Марии оживляется человеческой нежностью в ее молчаливом диалоге со смиренными почитателями. Тяга к народности возрастает у Караваджо до такой степени, что в качестве модели для фигуры Марии он выбрал дочь одной своей <бедной> соседки ( <Мадонна со змеей> - <Мадонна конюхов>, 1605, Рим, гал. Боргезе). В то же самое время картины Караваджо все больше наполняет мрак, который является не дополнением, а элементом, противопоставленным свету, в свою очередь,

Дата публикации: 22-6-2010
Прочитано: 1328 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4  | 5 | 6[>]



репетитор по английскому языку в красноярске составление графика Ваших занятий. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. Наш курс построен с учетом возраста и интересов ребенка и базируется на коммуникативной методике.