Поиск по сайту


       



Карпаччо Витторе Carpaccio Vittore

1460 -1465, Венеция - 1525-1526, там же
Карпаччо Витторе Carpaccio Vittore



КАРПАЧЧО

Витторе Carpaccio, Vittore (1460 -1465, Венеция - 1525-1526, там же) итальянский художник Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. Творчество художника занимает важное место в истории венецианской живописи XV в. Исследователи еще не пришли к единому мнению относительно истоков его творчества. Так, справедливо отклонив гипотезу об обучении у Бастиани, считают, что он испытал влияние Джентиле Беллини и в особенности Антонелло да Мессины через Альвизе Виварини и Бартоломео Монтанью. Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем. Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована. Любовь Карпаччо к темам, напоминающим восточный мир, объясняется его интересом к ксилографиям Рёйвиха или наблюдениями из венецианской жизни того времени; вместе с тем эта любовь отвечает исключительной живости фантазии художника. К раннему периоду творчества Карпаччо относят картину <Христос среди апостолов> (преждесобрание КонтиниБонакоси), которая по трактовке объемов напоминает работы Антонелло, алтарь <Мадонна с четырьмя святыми>, в котором чувствуется влияние Монтаньи (Виченца, музей), а также еще строгий по стилю полиптих из собора в Дзаре, созданный в последнее десятилетие XV в. В цикле <История святой Урсулы>, исполненном в 1490-1496 для Скуолы ди СантаУрсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики СантиДжованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте. Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (нынеВенеция, гал. Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке. Этот цикл во многом вдохновлен <Золотой легендой> Жака де Воражина: <Приезд английских послов к королю Бретани>, <Прощание с послами>, <Возвращение послов>, <Прощание Урсулы и Эрея с родителями> (1495), <Встреча паломников с Папой>, <Сон св. Урсулы>, <Приезд в Кельн> (1490), <Мученичество паломников и похороны святой> (1493). Работа заняла чуть больше пяти лет и была закончена в 1496 (точная дата алтарной картины с изображением <Св. Урсулы во славе>, обычно датируемой 1491, не известна; скорее всего, она написана позже). Повествовательный дар Карпаччо находит здесь благодатную почву: художник дотошно исследует каждую деталь, любой эпизод, он сводит событие религиозной жизни к рассказу о человеческой судьбе, удивительно занимательной и относящейся к миру фантазии, радости и изобилия. Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его <иллюстраций> (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой

Дата публикации: 25-7-2010
Прочитано: 2192 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]