Поиск по сайту


       



Карпаччо Витторе Carpaccio Vittore

1460 -1465, Венеция - 1525-1526, там же
образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира. Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле <Истории Креста>, созданного для Скуолы ди СанДжо- ванни Эванджелиста. Замечательная картина <Чудо св. Креста> (1494, Венеция, гал. Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода ( <Кровь Христова>, 1496, Удина, музей; <Святое собеседование>, Авиньон, Пти Пале; работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577. В Скуола ди СанДжорджо деи Скьявони (1501-1507) художник создал серию сцен из жизни св. Иеронима ( <Св. Иероним и лев в монастыре>, <Похороны св. Иеронима>, <Видение св. Августина>) св. Трифона и св. Георгия ( <Битва св. Георгия с драконом>, <Триумф св. Георгия>). Красноречие рассказчика черпает здесь свою силу в пересечении реального и сказочного и обогащается более динамичными ритмами и большей глубиной человеческих чувств. Сложная композиция представляет сцены в очень широкой перспективе, а архитектура, вызывающая ассоциации с Востоком, напоминает ломбардскую школу. Видение Карпаччо <через увеличительное стекло> одинаково привлекает и реальный мир, и мрачные фантазии. Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника - <Размышления о страстях Христовых> (НьюЙорк, музей Метрополитен) и <Плач над мертвым Христом> (БерлинДалем, музей). Обе картины написаны на одну и ту же тему - <Оплакивание Христа>, но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в <Дамах на балконе> (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин; она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа <Рыцаря в пейзаже> (1510, Лугано, собрание ТиссенБорнемиса). Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию <Принесение во храм> для ц. СанДжоббе (1510, Венеция, гал. Академии), в которой отразились глубокие размышления над пластическими открытиями Джованни Беллини. Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском <современности>, зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. Вместе с тем участие мастерской, которое чувствуется уже в шести сценах из жизни Богоматери, написанных для Скуолы дельи Альбанези (нынеБергамо, академия Каррара; Милан, пинакотека Брера; Венеция, музей Коррер и Ка д'0ро), часто утяжеляет его произведения. Сцены из жизни св. Стефана, созданные для Скуолы ди СанСтефано (1511- 1520, Милан, пинакотека Брера; Париж, Лувр; Штутгарт, Гос. гал.; БерлинДалем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах ( <Диспут>, 1514, Милан, пинакотека Брера; <Проповедь>, Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздухавсе то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более

Дата публикации: 25-7-2010
Прочитано: 2066 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]