Поиск по сайту


       



Клее Пауль Klee Paul

1879, Мюнхенбюхзее, близ Берна - 1940, Муральто, близ Локарно
перспективы ( <Комната с жильцами, перспективный вид>, 1921, Берн, фонд Пауля Клее; <Главная и второстепенные улицы>, 1929, Кельн, собрание Людвига). Знание искусства шпалер развило в нем чувство материала (фактуры и качества ткани), а характерное для шпалер повторение одного и того же мотива превратилось в настоящую каллиграфию, напоминающую некоторые восточные декоративные темы ( <Пастораль>, 1927, НьюЙорк, Музей современного искусства). В 1923 поиски нужной интенсивности тона приводят Клее к шахматному рисунку ( <Градация цвета при переходе от статики к динамике>, 1923, Берлин, частное собрание). Затем художник обращается к дивизионизму ( <Закат солнца>, 1930, Берлин, частное собрание). В 1924 Клее проводит шесть недель на Сицилии, а в следующем году участвует в работе Баухауза в Дессау. С этого момента он путешествует во время каникул, посещает поочередно Италию, Португалию, Корсику, Британию и Египет. В 1930-1931 в честь его 50-летия берлинская гал. Флехтхейма и ньюйоркский Музей современного искусства проводят большие ретроспективные выставки его работ. Позднее творчество. Со временем, преподавание в Баухаузе наскучило Клее, поэтому он охотно соглашается возглавить кафедру техники живописи в дюссельдорфской Академии; с этого поста его сместили нацисты в 1933. Клее окончательно возвращается в Берн, его здоровье заметно подорвано первыми приступами склеродермии, а подготовка большой выставки в Берне в 1935 еще больше его истощила; в 1936 он почти не работает. Отныне произведения художника наполнены глубокой печалью, изменяется его отношение к миру, ирония превращается в грусть, постоянно ощущается присутствие смерти, его темы становятся более одухотворенными и символическими. Лицо <Мудреца> (1933, Белп, кантон Берн, частное собрание) в суровой объективности черт выражает подлинную драму ( <Страх>, 1934, НьюЙорк, собрание Рокфеллера). Фрукт, змея, маска или стрела, подетски <примитивные> по своему рисунку, часто связанному с экономией средств, становятся теперь настоящим метафизическим словарем ( <Полная луна в саду>, 1934, Берн, Художественный музей); с 1936 этот словарь постепенно превращается в иероглифы. В позднем творчестве Клее фигуративный мотив сводится к чистому ритму знаков, рун или идеограмм, по своим ассоциативным возможностям превосходящих символы ( <Проект>, 1938, Берн, Художественный музей, фонд Пауля Клее; <Смерть и пламя>, 1940, там же). В работах последних месяцев жизни художника все настойчивее звучит тема смерти ( <Мрачное путешествие на корабле>, 1940, Берн, собрание Феликса Клее), но теперь она слишком ясна, слишком реальна, слишком конкретна, чтобы приводить в ужас. Отзвуки <детского> Клее появляются в мотивах прошлого: <Шкаф> (1940, Берн, собрание Феликса Клее) и <Натюрморт>, его последнее произведение (там же). В конце его творческого пути реальное перемешалось с ирреальным: составной частью живописи стал ангел. Пауль Клее скончался 29 июня 1940 в Муральто, близ Локарно. В 1946 Общество Пауля Клее образовало фонд, в который вошла значительная часть работ художника, переданных в 1952 в бернский Художественный музей. Взгляды Клее на творчество. Гений Клее сумел подняться над формализмом большинства

Дата публикации: 27-7-2010
Прочитано: 1697 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]