Поиск по сайту


       



Клее Пауль Klee Paul

1879, Мюнхенбюхзее, близ Берна - 1940, Муральто, близ Локарно
Клее Пауль Klee Paul

КЛЕЕ Пауль Klee, Paul (1879, Мюнхенбюхзее, близ Берна - 1940, Муральто, близ Локарно) швейцарский художник В истории живописи XX в. - кубизма и сюрреализма, экспрессионизма и абстрактного искусстваПауль Клее сыграл роль настоящего волшебника. <Я неуловим в имманентности, - гласит составленная им эпитафия, - ибо я нахожусь как среди умерших, так и среди еще не родившихся существ. Немного ближе к зерну творения, чем обычно, но все же не так близко, как я бы того желел>. Музыка и поэзия, <примитивный> лиризм и четкая техниканаряду с произведениями Пикассо и Кандинского дух и формы его творчества выражают основные концепции современного искусства. Обучение. Его отец Ганс и мать Ида Мария Фрик были музыкантами; им он обязан своим талантом скрипача. Вскоре после рождения сына родители переехали в Берн. Здесь Клее получил классическое образование и в 1898 стал бакалавром гуманитарных наук. Он колеблется между музыкой и изобразительным искусством, но затем поступает в мюнхенскую Академию художеств и занимается в студии Генриха Книрра и гравера Вальтера Зиглера. С 1900 он изучает анатомию под руководством Франца Штука. Однако Клее не удовлетворяет подобное обучение, и он думает обратиться к скульптуре; от этого шага его отговорил профессор В. фон Рюманн. Зимой 1901/02 Клее живет в Риме, вместе с скульптором Германом Халлером, посещает Неаполь и Флоренцию и много рисует. По возвращении в Берн он вплоть до 1906 зарабатывает на жизнь в качестве музыканта муниципального оркестра. В надежде получить заказы на иллюстрации он делает рисунки, гравюры, а с 1905 и акварели. Эти первые работы Клее свидетельствуют о настойчивом стремлении художника освободиться от академической порабощенности, выйти за рамки формальной выразительности и усилить эмоциональное напряжение. Постепенно он вводит светотень, экспериментирует с цветом, например, в <ходлеровском> портрете сестры (1903, Берн, фонд Пауля Клее) и в пейзажах ( <Сцена в саду, лейка, кошка, красный стул>, 1905, Берн, собрание Феликса Клее). Его рисунки еще дышат символизмом, близким к Югендстилю; пространство построено только с помощью строгих и суровых линеарных структур, которые Мишо назвал <чуткостью часовщика к измеримому> и которые составили основу его искусства. Тематические трудности бернского периода выразились в горькой иронии, иногда апеллирующей к сюрреализму ( <Инвенции>, выставленные в 1906 в мюнхенском Сецессионе, в частности <Грозная голова>, 1905, Берн, фонд Пауля Клее). В 1905-1906 Клее посещает Париж и Берлин. После женитьбы на пианистке Лилли Штумпф Клее переезжает в Мюнхен; в 1907 у них рождается сын Феликс. Во время путешествия по Германии Клее знакомится с произведениями Рембрандта и Грюневальда. Серия выставок 1908 и 1909 открывает ему творчество Ван Гога и Сезанна, <мастеров par excellence>. Клее с увлечением изучает гравюры Блейка, Гойи и Энсора. В 1910 в музее Берна открьиась его первая выставка: 56 рисунков и гравюр. В 1911 была создана группа <Синий всадник> ( ), теории которой соответствовали его личным художественным убеждениям; Клее встречается с Кандинским, Явленским, Марком, Арпом и открывает для себя кубизм. Клее начинает вести точный каталог своих произведений, исполненных с 1899, ставший главным документом для знакомства с его ранним творчеством. В 1911-1912 Клее создает

Дата публикации: 27-7-2010
Прочитано: 1739 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4[>]