Поиск по сайту


       



Курбе Гюстав Courbet Gustave

1819, Орнан - 1877, ЛаТур-деПельс, Швейцария
Курбе Гюстав Courbet Gustave



КУРБЕ

Гюстав Courbet, Gustave (1819, Орнан - 1877, ЛаТур-деПельс, Швейцария) французский художник Курбе родился в семье зажиточного землевладельца из провинции ФраншКонте. Его художественное призвание пробудилось очень рано; после обучения в школе рисунка в Безансоне он, в 1839, отправился в Париж, чтобы посвятить себя живописи. Он посещал академию Сюиса, где работал с натуры и копировал картины старых мастеров в Лувре, среди которых его привлекали блеск красок и богатство живописной манеры Веронезе, Веласкеса, Сурбарана и, особенно, Халса и Рембрандта (эта страсть утвердилась во время путешествия Курбе в Голландию в 1847). Уже в ранних работах он стремился охватить различные жанры живописи: пейзажи родной провинции ФраншКон- те, композиции ( <Лот с дочерьми>, ок. 1841, Париж, частное собрание), аллегории ( <Вальпургиева ночь>, ок. 1841, Салон 1848, не сохранилась). Однако лучшими работами молодого Курбе были портреты его близких и автопортретытак, в Салоне 1844 он выставил <Автопортрет с черной собакой> (1842, Париж, Пти Пале), а вскоре написал портреты: <Раненый> (1850-1854, Париж, музей Орсэ), <Счастливые влюбленные> (Салон 1845, Лион, Музей изящных искусств, и Париж, Пти Пале), <Человек с трубкой> (1849, Монпелье, музей Фабра). Эта склонность изображать самого себя свидетельствует не только о наивном нарциссизме, но и о лиризме и искреннем романтизме художника. Столь же романтичны и его ранние женские образы, иногда вдохновленные произведениями Виктора Гюго или Жорж Санд, а иногда поэтически истолковывающие реальность ( <Гамак>, Салон 1845, Винтертур, собрание Оскара Рейнхарта). Позже, когда Курбе решительно станет реалистом, он не забудет этот свой ранний романтизм: картина <Девушки на берегу Сены> (1856, Париж, Пти Пале) бросает вызов моде, раскрывает феерический мир, который присутствует и в композиции <Дама из Франкфурта> (1858, Кельн, музей ВальрафРихарц). Первые манифесты. Год 1846 отметил поворот в карьере Курбе. Отправившись по приглашению друга в Голландию, он бьи поражен работами Рембрандта, которые окончательно определили направленность его творчества. <Ночной дозор> и <Урок анатомии> подсказали ему способы достижения реалистического идеала. Он написал картину <Послеобеденное время в Орнане> (Салон 1849, Лилль, Музей изящных искусств). В этой картине, в которой Курбе апеллировал к образцам голландского искусства, присутствует живое дыхание реальности, которое оживляет также и два шедевра мастера, исполненных в том же году: <Дробильщики камня> (не сохранилась; преждеДрезден, Картинная гал.) и <Похороны в Орнане> (Париж, музей Орсэ), ставшие событием в художественной жизни того времени и вызвавшие в Салоне 1850 настоящий скандал. Даже сторонники Курбе, такие, как Делакруа, сожалели, что художник направил мощь своего искусства на службу пошлости. Тем не менее можно сказать, что Курбе придал уродству повседневной жизни качества исторической универсальности. Он вдохнул в свои персонажи, до боли ему знакомые (можно назвать имя каждого из них), в обычную деревенскую сцену монументальное величие и благородство. Это же чувство характерно и для картин <Возвращение с ярмарки> (1850, Безансон, Музей изящных искусств) и <Веяльщицы> (1855,

Дата публикации: 13-7-2010
Прочитано: 1933 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4[>]