Поиск по сайту


       



Курбе Гюстав Courbet Gustave

1819, Орнан - 1877, ЛаТур-деПельс, Швейцария
Нант, Музей изящных искусств). В качестве моделей Курбе использовал членов своей семьи, благодаря чему его картины из жанровых сцен превращались в фиксацию реальных моментов жизни. Картина <Пожарники> (Париж, Пти Пале), большое неоконченное произведение и единственная городская сцена в творчестве Курбе, была своеобразным современным ответом на <Ночной дозор> Рембрандта. Пионер реализма. Публика, шокированная прозаизмом его тем, возмущалась непристойностью его обнаженных, например представленных в Салоне 1853 <Купалыциц> (Монпелье, музей Фабра). По своей правдивости пейзажи Курбе близки величайшим шедеврам пейзажной живописи XIX в. Блестящий портретист природы, он был гениальным интерпретатором света, такого особенного в ФраншКонте ( <Деревенские барышни>, 1852, НьюЙорк, музей Метрополитен), сухого южного света, с которым художник познакомился во время первого пребывания у своего покровителя А. Брюйаса. Этот визит он обессмертил своей картиной <Встреча>, также называемой <Здравствуйте, господин Курбе!> (Монпелье, музей Фабра). В это время он открывает для себя море ( <Море в Палавасе>, Сет, музей); с 1865 он работает на берегу ЛаМанша (Трувилль, Этрета), мощным мазком передавая волны и водовороты ( <Волна>, 1870, Париж, музей Орсэ; <Море>, 1870, Берлин, Нац. гал.). Готовясь к Всемирной выставке 1855, Курбе создал огромную картину <Ателье> (Париж, музей Орсэ). Эта композиция, парадоксальным образом названная самим художником <реальной аллегорией>, сделала Курбе художником не только одного события, но и целой философии. Он хотел выразить здесь свои симпатии и антипатии, свои идеалы, соединяя чувства мужчины и пристрастия художника. Здесь присутствует всепорт- ретные персонажи, натюрморты, пейзаж и одно из самых прекрасных ню в истории французской живописи. Выставочное жюри отвергло эту картину, как, впрочем, и <Похороны в Орнане>, приняв тем не менее одиннадцать других работ художника. Однако Курбе решил соорудить рядом с территорией выставки свой собственный временный павильон, названный <Павильон реализма>, где показал сорок своих картин, включая отвергнутые жюри программные произведения. К выставке был выпущен специальный каталог, в котором он напечатал <Манифест реализма>; критика назвала его лидером движения. После этого каждый Салон, в котором выставлялись картины Курбе, становился предлогом для новой битвы. Так, в 1856 он выставил картину <Девушки на берегу Сены> (Париж, Пти Пале); в 1861 - <Олень у воды> (Марсель, Музей изящных искусств), которая свидетельствует о его мастерстве в изображении трагедии охоты; в 1866 - <Косули у ручья ПлезирФонтен> (Париж, музей Орсэ); в 1869 - <Загнанный олень (Аллали)> (Безансон, Музей изящных искусств); наконец, в 1870 - <Утесы Этрета> (Париж, музей Орсэ), в которой прозрачная ясность атмосферы сочетается с темным массивом скал. Парижская жизнь Курбе прерывалась многочисленными поездками. Кроме частых пребываний в Орнане, он путешествовал по Франции и за границей. Он жил у Брюйаса в Монпелье, в 1858 совершил пятимесячное путешествие в Германию, а в 1862 во время длительной поездки в Сентонж он создал свои самые прекрасные натюрморты с цветами и фруктами. С 1865 его привлекали нормандские берега, где он написал <Девушку с чайками> (НьюЙорк, частное

Дата публикации: 13-7-2010
Прочитано: 1713 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]