Поиск по сайту


       



Латур Жорж де La Tour Georges de

1593, Виксюр-Сей - 1652, Люневиль ?
не найден) свидетельствует, однако, о широкой известности его искусства. Как правило, творчество Латура подразделяется на дневные и ночные сцены. Первые трактованы в холодном и ярком освещении и написаны в быстрой манере, словно вырезающей кончиком кисти складки и рубища ( <Кающийся св. Иероним>, два варианта - Стокгольм, Нац. музей, и Гренобль, Музей изящных искусств). В ночных сценах, напротив, используется искусственный свет (свеча), устраняющий цветкак правило, одно яркое красное пятно оживляет коричневую гамму, - и сводящий объемы к нескольким простым плоскостям, что заставляет говорить о <кубизме> Латура (вертикальный вариант <Св. Себастьяна, оплакиваемого св. Ириной>, Париж, Лувр). Немногочисленность датированных произведений Латура ( <Раскаяние апостола Петра>, 1645, Кливленд, музей; <Отречение апостола Петра>, 1650, Нант, Музей изящных искусств) до сих пор не позволяют исследователям точно установить хронологию его творчества. Однако кажется возможным выделить первый период (1620-е), сильно отмеченный караваджистским реализмом и очень близкий искусству Бабюрена и Тербрюггена (серия <Христос и 12 апостолов>, два сохранившихся оригинала и девять копий, Альби, музей; картина <Слезы св. Петра> утрачена, известна по гравюре XVIII в.). Лишь в 1630-е Латур переходит к более индивидуальному реализму. Большой лотарингский кризис и его бедствия (1635-1642), особенно пожар в Люневиле (30 сентября 1638), который, наверняка, уничтожил основную часть работ первого периода, возможно, повлек за собой поездку художника в Париж (ок. 1638-1642 ?), где Латур приложил все усилия, чтобы получить признание, создавая свои дневные картины ( <Гадалка>, НьюЙорк, музея Метрополитен; <Шулер>, Париж, Лувр) и ночные сцены ( <Св. Себастьян>, преподнесен Людовику XIII). Возвращение в Люневиль (1643) и его пятидесятилетие совпало с большой серией ночных сцен: совершенно оригинальной формуле в дальнейшем соответствует большая вдумчивость ( <Новорожденный> Ренн, Музей изящных искусств; <Св. Себастьян> в рост, 1649, Париж, Лувр; <Иов и его жена>, Эпиналь, Департаментский музей Вогезов). Последние годы могли быть ознаменованы возросшим участием в работе Латура его сына, Этьена, и повторением прошлых композиций. Темы всех произведений Латура, не очень разнообразные и охотно повторяемые, почти всегда заимствованы из караваджистского репертуара 1610-х - <Гадалка> (НьюЙорк, музей Метрополитен), <Блудный сын> или <Шулер> (Париж, Лувр, и Форт Уорт, Художественный музей Кимбелл; <Кающаяся Мария Магдалина> (вариантыВашингтон, Нац. гал.; Париж, Лувр; НьюЙорк, музей Метрополитен; ЛосАнджелес, Музей искусства графства ЛосАнджелес; а также гравюра того времени); <Отречение апостола Петра> (Нант, Музей изящных искусств). Лотарингия добавила к этому набору лишь несколько особенно набожных ( <Обретение тела св. Алексея>, оригинал, возможноНанси, Музей изящных искусств) или специфических сюжетов. Но вместо того, чтобы развивать эти темы в сторону большей живописности, подобно многим его северным современникам, Латур сознательно повторяет их и возвращает живопись исключительно к исследованию человеческой души. Он сводит картину к основным составляющим, его мир является, вероятно, наиболее простым из когдалибо созданных великими живописцами.

Дата публикации: 1-8-2010
Прочитано: 1837 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]