Поиск по сайту


       



Лафресне Роже де La Fresnaye Roger de

1885, ЛеМан - 1925, Грас
которое уже не имеет четких размеров (глубина еще присутствует, но уже точно не определена). Второй вариант <Артиллерии>, гораздо сильнее, чем первый, выявляет стремление художника к передаче движения. В этом сказывается влияние первой парижской выставки итальянских футуристов в начале 1912 (гал. БернхеймЖён), которая, несмотря на свой проходной, рекламный характер, лишь немногих художников оставила равнодушными. Период колоризма. Вскоре в творчестве Лафресне очень глубоко и плодотворно проявилось влияние Делоне. Это тотчас же было замечено Аполлинером, который, говоря об Осеннем салоне 1913, <среди небольшого числа интересных картин> заметил и <изысканную> работу Лафресне <Завоевание воздуха>; <также влияние Делоне>, - написал критик ( ). Эта картина (1913, НьюЙорк, Музей современного искусства) является, вероятно, самым значительным произведением художника. Она исполнена под влиянием некоторых предшествующих опытов, но обладает очень индивидуальными чертами; решающую роль здесь играет цвет, в частности, в построении пространства. Как и Делоне, Лафресне использует закон одновременного контраста цветов, что позволяет художнику оживить краски, придать им большую яркость или глубину (поэтому мы в праве восхищаться замечательной светоносностью картины), а также изменять их интенсивность так, что живописные планы выдвигаются вперед или, наоборот, углубляются. Это всемогущество цвета вновь обнаруживается в двух панно, которые в 1913 были выставлены в Осеннем салоне - <Лейка> (НьюЙорк, собрание Гуриелли) и <Карта мира> (НьюЙорк, бывшее собрание Селигмана), а также в натюрмортах с бутылкой портвейна или с бутылкой скипидара (1913-1914), которые принадлежат к числу лучших работ художника. Но по своей технике кульминацией этого периода - и шире, всего творчества Лафреснестали картины <14 июля> (1914, Париж, Нац. музей современного искусства) и особенно <Сидящий человек> (1914, Париж, там же). Хотя он использует технику менее динамично, чем Делоне, именно цвет тем не менее получает почти абсолютное конструктивное и поистине космическое значение, не становясь одновременно <формой и сюжетом>. И хотя Ляфресне решительно отказывается от нефигуративного искусства, сюжет в его живописи больше не определяет форму. Сюжет определяется живописными планами, созданными формами. Неоклассическая реакция. Первая мировая война резко прервала эту эволюцию. Хотя Лафресне и получил освобождение от армии изза плеврита, он идет на фронт добровольцем и создает в это время лишь несколько акварелей. Фронтовая жизнь подорвала его здоровье, он заболел туберкулезом и был в 1918 эвакуирован. В следующем году он поселяется в Грасе вместе со своим другом, художником ЖаномЛуи Гампером, который ухаживал за ним с удивительной преданностью. В 1919-1920 Лафресне исполнил несколько прекрасных акварелей, еще несущих на себе следы колоризма, но с 1920 в его творчестве начинается период неоклассицизма, который, имея свои достоинства, отмечает поразительный и достойный сожаления разрыв с духом предвоенных лет ( <Портрет Ж.-Л. Гампера>, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду;

Дата публикации: 30-6-2010
Прочитано: 1013 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]