Поиск по сайту


       



Леже Фернан Leger Femand

1881, Аржантан - 1955, Жифсюр-Ивет
<Контрастов форм> (Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду; НьюЙорк, Музей современного искусства; Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный РейнВестфалия). Позже, в 1914, из этого опыта он выводит новый фигуративный порядок, выраженный в сокращенной гаммой тонов (синий, белый, желтый и зеленый), разделенных на световые объемы и геометрические планы, которые применимы к пейзажу ( <Дом в лесу>, Базель, Художественный музей), натюрморту ( <Натюрморт с лампой>, НьюЙорк, частное собрание), человеческой фигуре ( <Женщина в красном и зеленом>, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Годы войны (1914-1918). 2 августа 1914 Леже уходит на фронт. В период с июля 1915 по декабрь 1916 он делает серию набросков (Бьо, музей Фернана Леже), взятых из жизни, свидетельств повседневной жизни его сотоварищей на фронте. На основе этих зарисовок будет написана картина <Солдат с трубкой> (1916, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный РейнВестфалия) и монументальная композиция <Солдаты, играющие в карты> (Оттерло, музей КрёллерМюллер), созданная в конце 1917, когда художник был госпитализирован, после отравления газов на фронте в Вердене. Эта картина, особенно важная для Леже (по его словам, здесь впервые он нашел свою тему), представляет законченную композицию, воспоминание о казематах, где свалены в кучу солдатыро- боты с механическими силуэтами. Она, хотя и использует предшествующие опыты, знаменует окончательный перелом в мировосприятии и концепции художника. Механический период и возвращение к фигурации (1918-1923). <...Я бьи ослеплен замком 75-миллиметровой пушки, блеском его белого металла под ярким солнцем, - писал Леже. - Этот факт научил меня большему, чем все музеи мира. Я оказался лицом к лицу с реальным предметом, построенным человеческими руками, которые в своей работе зависели от геометрических законов, ибо в механике господствует геометрический порядок. Вернувшись с войны, я стал изображать то, что почувствовал на фронте>. Действительно, на протяжении многих лет художник был восторженным свидетелем внедрения машины и ее мощной красоты в повседневную жизнь. Две картины главенствуют в этом <механическом> периоде: <Диски> (1918, Париж, Гор. музей современного искусства), где ровно окрашенные круги весело контрастирующих цветов (воспоминание о хроматических кругах Делоне) соответствуют движению шатуна, и <Город> (1919-1920, Филадельфия, Музей искусства), в котором Леже более лирично воспевает городской мирди- намическое чередование острых планов, полная независимость цветов, введение трафаретных букв преобразуют банальный мир в грандиозное видение, где присутствуют и маленькие силуэты людей. Наконец, большая композиция <Механические элементы>, 1924, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; эскизы -с 1917) подводит своеобразный итог этим поискам. Обогащенный опытом военных лет, Леже с 1918 возвращается к фигурации, сначала изображая человека как робкое дополнение машины ( <Буксир>, 1918, частное собрание; варианты - 1920, Гренобль, Музей изящных искусств, и 1923, Бьо, музей Фернана Леже), а затем уже на равных с машиной ( <Типограф>, 2-е состояние, 1919, Мюнхен, Новая пинакотека). Наконец, фигура человека приобретает значение архетипа в монументальном <Механике> (1920, Оттава, Нац. гал.) и позднее в <Человеке в свитере> (1924, Париж,

Дата публикации: 16-7-2010
Прочитано: 2286 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5[>]