Поиск по сайту


       



Леже Фернан Leger Femand

1881, Аржантан - 1955, Жифсюр-Ивет
частное собрание). Тем не менее человеческая фигура является для него не чувственной, но пластической величиной, подчиненной геометрическому порядку, который правит машинами и городской средой. Таким образом, до 1923 Леже параллельно разрабатывает темы города, работы и отдыха; фигура помещается в пейзаж ( <Оживленный пейзаж>, 1921, Париж, частное собрание) или, с оттенком лиризма, в сложный интерьер ( <Большой завтрак>, 1921, НьюЙорк, Музей современного искусства; <Женщина и ребенок в интерьере>, 1922, Базель, Художественный музей). Завершением этой темы стало величественное <Чтение>, второстепенные детали которого трактованы гораздо более сдержанно (1924, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Монумеигальные работы. Прямолинейные и асимметрические архитектурные формы служат фоном для городских видов и для изображений человеческих фигур, они являются тем общим знаменателем, который позволяет напомнить о том, что с 1921 Леже поддерживал отношения с художниками голландской группы <Де Стейл>, ван Дусбургом и Мондрианом, тексты которых были в 1920 опубликованы гал. . Тогда неопластицизм казался ему <полным освобождением, необходимостью, противоядием>. На самом же деле он помог Леже осознать свое призвание к стенной живописи, и его влияние будет заметно в больших абстрактных композициях, созданных в 1924-1925 и названных самим художником <стенными миниатюрами> ( <Стенная композиция>, 1924, Бьо, музей Фернана Леже). К Выставке декоративного искусства в Париже (1925) он вместе с Делоне украшает холл павильона Франции и создает свои первые стенные росписи в павильоне Ле Корбюзье. Леже рано заинтересовался миром театрального зрелища; одной из его главных работ стали декорации и костюмы к <Сотворению мира> (1923), навеянные африканским искусством (постановка Рольфа де Маре, музыка Д. Мило, либретто Б. Сандрара). Пуристский период (1924-1927). В 1924 Леже вместе с Озенфаном, Лорансен и Экстер открывает свободную мастерскую, влияние которой стало международным. В том же году, возможно, под влиянием фильма <Колесо> Абеля Ганса (1921), в котором он сотрудничал вместе с Сандраром, художник делает свой первый рисованный фильм без сценария - <Механический балет>, суть которого заключается в ритмическом умножении предметов (операторы Ман Рей и Далли Мёрфи, музыка Г. Антейла. После этого смелого эксперимента Леже заявляет: <Появляется абсолютно новый лиризм трансформированного предмета, пластика будет строиться на этих новых фактах, на этой новой истине>. В 1924-1927 предмет занимает в его живописи главенствующее положение. С эффектом композиции крупного плана (навеянного кинематографом) сочетается простота конструктивной строгости; в этом синтезируются влияния группы <Де Стейл>, Баухауза, русского конструктивизма и пуризма, хотя сам Леже и оспаривал влияние пуризма на его живопись ( <Аккордеон>, 1926, Эйндховен, Гор. музей ван Аббе; <Натюрморт с рукой>, 1927, Эссен, музей Фолькванг). Предметы в пространстве. С 1928 Леже постепенно отходит от неопластицизма, но остается верен двум неизменным составляющим его искусствапредмету и контрасту. Элементы, прежде неподвижные, оживляются, их изображение больше не фронтально, они словно плавают в пространстве. Художник создает теперь динамическое пространство (круговая композиция), обновляет иконографию

Дата публикации: 16-7-2010
Прочитано: 2281 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5[>]