Поиск по сайту


       



Ленен Антуан

между 1602 и 1610 ?, Дан - 1648, Париж
<Игроки в триктрак>, Париж, Лувр, и <Танец детей>, Париж, частное собрание). Особенно следует выделить более строгую и более близкую голландским образцам композицию <Собрание любителей> (Париж, Лувр), а также небольшие по размеру произведения с неудачной композицией, но более реалистичные и написанные в неожиданно <импрессионистической> манере ( <Семейный портрет>, 1642, там же; <Групповой портрет в интерьере>, 1647, там же). Однако лучшая и не имеющая аналогов часть творчества братьев Лененэто крестьянские жанры, разные по манере и качеству. Две больших картины определяют высокое качество их искусства - <Крестьянское семейство> (там же) и <Трапеза крестьян> (1642, там же). Мощное рельефное построение, сдержанный колорит, в котором коричневые и серые тона едва оживлены несколькими цветовыми пятнами, уверенная простая и в то же время крепкая фактура, - все это усиливает искренность и психологическую интуицию художников, которые в сцене с несколькими современными крестьянами сумели выразить крестьянскую душу всех времен. Подобные черты характерны и для меньших по размеру интерьерных картин ( <Посещение бабушки> (СанктПетербург, Гос. Эрмитаж; <Счастливая семья>, называемая также <Возвращение с крестин>, 1642, Париж, Лувр). В <Кузнице> (Париж, Лувр) появляется мотив искусственного света. Большинство сюжетов тесно связано с фламандскими темами, но по своей психологической насыщенности картины братьев Ленена напоминают, скорее, караваджизм ( <Игроки в карты>, Эксан-Прованс, музей Гране; <Драка>, 1640 (?), Кардифф, музей). Другая группа работ, небольших по формату, на дереве или на меди, представляет собой интерьерные сцены, чаще всего с группами детей, в которых отмечен отказ от передачи <действия> и которые близки <наивному> искусству; они написаны широким мазком, неловкость которого только кажущаяся. Лучшим примером такого рода композиций является <Старый музыкант> (1644, Детройт, Художественный институт). При взгляде на эти сцены в интерьере, еще больше поразительными кажутся сцены на пленэре. Иногда мотив увлекает художников ( <Повозка>, 1641, Париж, Лувр), вплоть до создания почти чистого пейзажа ( <Крестьяне на фоне пейзажа>, Хартфорд, Уэдсворт Атенеум), но чаще две проблемы уравновешиваются в несколько неловкой композиции ( <Семейство молочницы>, СанктПетербург, Гос. Эрмитаж). Светлый колорит, свободный мазок, правдивость серебристой атмосферы придают пейзажу подлинность и отбрасывают все условности жанра, который устанавливает преемственную связь от Фуке до Коро. Задача исследователя усложняется и еще одной не менее сложной группой произведений, которая оставляет границы творчества братьев Ленен неопределенными. С XVIII в. стали появляться неверные атрибуции. Достаточно легко отделить произведения Мишлена; гораздо труднее идентифицировать работы Мастера Процессий ( <Процессия с быком>, Париж, музей Пикассо; <Процессия с бараном>, Филадельфия, Музей искусства) и автора многочисленных сцен, которые нередко приписываются позднему Матье ( <Деревенская трапеза>, <Водопой>, Париж, Лувр). Другой проблемой, захватившей исследователей на протяжении последних 40 лет, является распределение картин между тремя братьями. Однако если предполагаемая разница в возрасте (19 летмежду Антуаном и Матье) уменьшится на несколько лет, то подобный анализ потеряет

Дата публикации: 6-7-2010
Прочитано: 1420 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]