Поиск по сайту


       



Лоррен прозвище Клода Желле Lorrain Claude Gellee dit

1600, Шампань, епархия Туля - 1682, Рим
Лоррен прозвище Клода Желле Lorrain Claude Gellee dit



ЛОРРЕН

прозвище Клода Желле Lorrain, Claude Gellee, dit (1600, Шампань, епархия Туля - 1682, Рим) французский художник Клод был с юных лет сиротой; между 1612и 1620 он отправился в Рим, где стал слугой, а потом учеником Агостино Тасси, манеру которого он перенял. Два других источника его вдохновения менее важны: двухлетнее пребывание в Неаполе вместе с Готтфридом Вальсом из Кельна (ни одна картина которого нам неизвестна) и годичное пребывание в Нанси (1625-1626) в качестве помощника Дерюэ. Его раннее творчество связано с мастерской Тасси, наследовавшей традиции искусства Бриля и Эльсхеймера. Немец Зандрарт побудил Клода рисовать на пленэре, а голландец Бренберг повлиял на его графику; кроме того, он поддерживал контакты с Сваневелтом. В 1620-е Клод подражал своему римскому учителю, работая в технике фрески (сохранились только росписи Палаццо Крешенци). С этого времени он не покидал Рима, за исключением кратких поездок в кампанью. Его жизнь и его художественное развитие не отмечены никакими особыми событиями. Он не был женат, но на протяжении 20 лет жил с Дезидери, а потом до самой смерти со своей внебрачной дочерью Аньез и двумя племянниками. Вскоре после 1630 заказы кардинала Бентивольо и папы Урбана VIII принесли ему успех, который не переставал расти. Клод работал для самых известных римских вельможпап, князей и кардиналов - а также для послов, французских аристократов и прочей знати. Двумя его главными заказчиками были король Испании (ок. 1638) и князь Колонна (после 1663). Первые известные произведения Клода восходят к 1629. К раннему периоду относят небольшие картины на меди, исполненные в традициях Эльсхеймера (собрание герцогов Вестминстерского и Ратленда), пейзажи на холсте, сначала грубые по фактуре с жанровыми и пасторальными фигурами в духе Бамбоччо (1629, Филадельфия, Музей искусства; 1630, Кливленд, музей) и виды морских портов. В этих работах художник использует живописные мотивы (сломанные деревья, каскады, архитектурные каприччи), диагональные композиции и эффекты заходящего солнца ( <Кефал и Прокрида>, картина погибла в Берлине; две серии пейзажей с религиозными сценами, Мадрид, Прадо). Около 1640 влияние классического пейзажа Аннибале Карраччи и Доменикино проявляется в более солидных композициях и безмятежной атмосфере; картины увеличиваются в размерах, а их сюжетами оказываются, как правило, религиозные сцены и иногда классические ( <Мельницы>, <Отплытие царицы Савской>, Лондон, Нац. гал.; <Храм в Дельфах>, Рим, гал. ДориаПамфили). В 1650-е - зрелый и наиболее плодотворный периодстиль Клода приобретает монументальный характер, определяющий как размеры картин и строгость композиций, так и выбор сюжета, часто взятого из Ветхого Завета ( <Парнас>, Эдинбург, Нац. гал. Шотландии; <Нагорная проповедь>, НьюЙорк, собрание Фрик; <Эсфирь>, не сохранилась). Если этот период можно назвать <героическим>, то два последних десятилетия жизни Клода, которые стали высшей точкой развития его искусства, были самыми классическими, даже антикизирующими.

Дата публикации: 18-5-2010
Прочитано: 1319 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]