Поиск по сайту


       



Лохнер Стефан Lochner Stephan

ок. 1400/1410, Меерсбург - 1451, Кельн
Лохнер Стефан Lochner Stephan



ЛОХНЕР

Стефан Lochner, Stephan (ок. 1400/1410, Меерсбург - 1451, Кельн) немецкий художник Когда Дюрер в октябре 1520 по дороге в Нидерланды остановился в Кельне, он записал в своем дневнике о расходе в 5 пфеннингов за разрешение посмотреть в капелле ратуши картину, написанную <Мастером Стефаном из Кельна>. Это упоминание позволило установить, что автором панно, перемещенных в 1810 в собор, был Стефан Лохнер, и тем самым вызволить из многолетнего забвения самого знаменитого кельнского живописца XV в. Его имя впервые упоминается в Кельне в 1442, а в последний раз - в 1451, году черной чумы, которая стала, быть может, причиной смерти художника. Он был членом городского совета, что свидетельствует об уважении, которым он пользовался среди горожан. Документ, в котором он назван <Стефаном из Констанцы>, позволяет говорить о том, что он был родом из Швабии. Творческая эволюция Лохнера и сегодня остается неясной. Вероятно, он сформировался в Верхней Швабии, на своей родине, однако никакого документального подтверждения этому не найдено. Затем он появляется в Кельне, где воспринимает местную живописную традицию. После посещения Нидерландов, где он испытал влияние искусства Яна ван Эйка и особенно Мастера из Флемаля, он остается в Кельне на 30 лет. В соответствии со средневековой традицией, ни одно из его произведений не подписано, но два из них датированы: 1445 - створки алтаря Богоматери, изображающие <Рождество> (на обороте - <Распятие>, Мюнхен, Старая пинакотека) и <Принесение во храм> (на обороте - <Стигматизация св. Франциска>, Лиссабон, фонд Гульбенклна) и 1447 - центральная часть алтаря ц. тевтонского ордера <Принесение во храм> (Дармштадт, Музей земли Гессен). Благодаря этим двум датам можно установить хронологию и других картин художника. Сохранившиеся произведения Лохнера открываются образом св. Иеронима (Роли, музей Северной Каролины) и алтарем <Страшный суд>, находившимся прежде в ц. св. Лаврентия в Кельне (центральная часть с изображением <Страшного суда> - Кельн, музей ВальрафРихарц; внутренние створки, представляющие <Мученичество шести апостолов> - Франкфурт, Штедевский художественный институт; внешние створки с образами святыхМюнхен, Старая пинакотека). Атрибуция <Св. Иеронима> долгое время оставалась спорной, но фламандские черты этой картины позволили отнести ее к раннему творчеству художника. Алтарь исполнен несколько позже. Деление створок на 6 различных сцен подчинено еще средневековым канонам и напоминает алтари начала XV в. Да и центральная сцена является сочетанием самостоятельных эпизодов. Однако в деталях Лохнер вводит множество новаторских элементов. Фигурам придана совершенно новая свобода, они двигаются непринужденно и живо. Никогда еще человеческая фигураоб- наженная, в профиль или со спины, а также изображение жестовне было так трактована кельнскими живописцами. Все детали написаны с равным вниманием, и контраст между этими реалистичными элементами, ставшими результатом наблюдения природы, и дробностью ансамбля, побуждает отнести этот триптих к начальной фазе деятельности Лохнера, то есть к 1435-1440. Большой алтарь <Поклонение волхвов> (Кельн, собор),

Дата публикации: 25-6-2010
Прочитано: 1064 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]