Поиск по сайту


       



Микеланджело Буонарроти Michelangelo Buonairoti

1475, Капрезе, близ Ареццо - 1564, Рим
образа", лежащего за пределами физического опыта. Уже Вазари в своем Вступлении к "Жизнеописаниям" называл рисунок "отцом" живописи и скульптуры, давая ему "галоонтологическое" определение (Э. Панофски); отсюда исходила и двойственная концепция художественного творчества, на которую опирались теория и практика позднего маньеризма. Интеллектуальное значение, придаваемое рисунку, признанному общим знаменателем и первым фактором пластических искусств, открывало новую область для коллекционеров, для которых рисунки, и в частности рисунки Микеланджело, начинали приобретать самостоятельное значение. Их хождение в Италии и за ее пределами могло иметь равную, если не большую ценность, чем распространение гравюр и миниатюр, исполненных по скульптурам, фрескам, рисункам Микеланджело для Томмазо Кавальери и Виттории Колонны. К этой серии рисунков можно отнести и изображения "идеальных фигур", вероятно портретов, в которых поиски совершенной красоты приводили к необычайным эффектам вычурности и манерности. Корпус рисунков Микеланджело, каким он представляется сегодня, собирался не без противоречий по поводу их авторства и хронологии. Лучше всего разбить их на определенные этапы, для каждого из которых характерны свои выразительные средства, более остро и непосредственно, чем живописные и скульптурные работы, иллюстрирующие духовные и формальные поиски художника. Копии с произведений старых мастеровопыты его юности - к сожалению, дошли до нас в незначительном количестве. Затем Микеланджело обратился к передаче пластического напряжения, которое будет характерно для всего зрелого периода его творчества и которое, применительно к человеческому телу, будет использовать неоплатоническую концепцию "покрова", изпод которого стремится освободиться заключенная в него душа. В 1501-1505 Микеланджело предпочитал черную тушь, позволяющую подчеркивать контуры и выделять особенно важные части композиции, что, в свою очередь, освобождает движение. Во время своего второго пребывания в Риме (1505-1516) он отдает предпочтение итальянскому карандашу и сангине, создающей колористические эффекты (особенно в этюдах, сделанных для его друга, Себастьяно дель Пьомбо). Затем выразительные приемы стали меняться: основные зоны освещаются светлыми "вспышками", как, например, в "Страшном суде", а тела растворяются в окружающем их пространстве, словно неуловимые видения, и приобретают почти прозрачные контуры. В это время творчество Микеланджело почти полностью сводится к рисунку. Достаточно напомнить, что именно в этот период выполнены его самые важные архитектурные рисунки. Наконец, следует отметить недавнее открытие стенных рисунков художника, созданных в 1530 в подземелье под капеллой СанЛоренцо во Флоренции, где после падения республики, которую он поддерживал, изза репрессий папских войск Микеланджело вынужден был

Дата публикации: 17-5-2010
Прочитано: 985 раз
-  6  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6  | 7[>]