Поиск по сайту


       



Мондриан Пит прозвище Питера Корнелиса Мондриана Mondrian Pieter CorneUs Mondriaan dit Piet

1872, Амерсфорт - 1944, НьюЙорк
которым он, несомненно, обязан обогащением своей палитры и дивизионизмом некоторых холстов ("Маяк на Весткапелле", 1910, Гаага, собрание Ньевенхейзен Сегар). Но на протяжении этого периода он не останавливается на какомто определенном приеме: его воображение занимает стилизация ("Дюна V", 1909-1910, Гаага, Муниципальный музей), а затем схематизация форм. Первая серия деревьев, приведшая художника к "Серебристому дереву" (1912, там же), освобождает его от "синтетизма" набидов, который открыл для него Слёйтерс: на место изогнутых линий приходят горизонтали и вертикали, часто прерываемые косыми линиями, от которых Мондриан откажется лишь в 1914. В те же годы был создан и триптих "Эволюция" (1911-1912), в котором теософский символизм соединяется с "жесткостью линий". После выставки в амстердамском Городском музее Кружка современного искусства, созданного Мондрианом вместе со Слёйтерсом, Торопом и Кикертом, в январе 1912 он приезжает в Париж. И хотя он на протяжении двух лет работал в одиночестве в своей мастерской на улице Депар, картины этого периода отмечены сильным влиянием кубизма Пикассо. Одновременно художник продолжает серию своих вариаций мотива дерева ("Яблоня в цвету", 1912, там же). Художник начинает отдавать предпочтение графизму, оставляя цвету лишь второстепенное значение. "Обнаженная", "Женская фигура" и два "Натюрморта с горшочком имбиря" (1912, там же) свидетельствуют о все возрастающем значении прямых углов. Затем Мондриан отказывается от трехмерности изображаемых предметов, которые становятся лишь предлогами для композиций, где показаны только линии, соотносящиеся с плоскостью холста ("Композиция № 7", 1913, НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма; "Композиция в овале", 1913, Амстердам, Гор. музей). Незадолго до отъезда из Парижа художник вновь возвращает в свои картины цвет ("Овальная композиция в светлых тонах", 1913, НьюЙорк, Музей современного искусства) и "Композиция № 9" ("Синий фасад", 1913, там же). С этого момента Мондриана занимают две темы: деление холста и распределение цветовых планов. Достигнутая степень абстракции его более не удовлетворяет. Вызванный в Голландию к умирающему отцу, он вскоре вновь принимается за поиски "универсального живописного языка". Вернувшись в Домбург, Мондриан вновь обращается к работе над своими старыми сериями (церковный фасад, море), но на этот раз они интерпретируются с помощью знаков "+" и "-" (плюсминус). Этот горизонтально-вертикальный ритм выражает духовное и материальное единство женских и мужских универсальных принципов ("Мол и океан", 1914, НьюЙорк, Музей современного искусства). Решающую роль сыграла встреча с Бартом ван дер Леком (1916), который "пишет в единой плоскости и чистыми цветами".

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 2863 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5[>]