Поиск по сайту


       



Мондриан Пит прозвище Питера Корнелиса Мондриана Mondrian Pieter CorneUs Mondriaan dit Piet

1872, Амерсфорт - 1944, НьюЙорк
Мондриан признается, что его "более или менее кубистическая, а значитживописная техника попадает под влияние точной техники" ван дер Лека. После завершения серии "плюсминус" ("Композиция с линиями", 1917, Оттерло, музей КрёллерМюллер) Мондриан начинает писать плоскостнопрямоуголь- никами чистых цветов ("Композиция № 3 с цветными планами", 1917, Гаага, Муниципальный музей), которые порой накладываются друг на друга, однако их границы становятся четкими, подчеркнутыми небольшими широкими черными линиями, рассеянными по всему холсту ("Композиция в синем В", 1917, Эйндховен, Гор. музей ван Аббе). В следующем году Мондриан делает решительный шагон пишет "Композицию, цветные планы с серыми контурами" (1918, Цюрих, собрание Макса Билля), в которой черные и серые линии переплетаются, обрамляя таким образом каждое цветовое пятно; картина "открыта" и является как бы фрагментом большого ансамбля. Между тем Мондриан знакомится с ван Дусбургом, который готовил авангардный журнал "Стиль" ("De Stiji"); его первый номер вышел в октябре 1917. Вокруг этого журнала группируются живописец Хузар, архитекторы Ауд, Виде, вант Хофф и Ритвелд и скульптор Вантонгерлоо, а статьи Мондриана, опубликованные здесь в 1917 и 1922, выражали основу его художественной доктрины. В 1918 Мондриан создает серию композиций с ромбами ("Композиция. Ромб с серыми линиями", 1918, Гаага, Муниципальный музей), в которых двойная система перпендикулярных линий определяет модули, используемые для "ритмического" равновесия планов в последующих картинах ("Композиция. Планы светлых цветов с серыми линиями", 1919, Оттерло, музей КрёллерМюл- лер). Но это равновесие никогда не влечет за собой симметрию, разбивающую всю систему отношений противоположностей, ставшую основой теорий Мондриана, изложенных в 1919-1920 в работе "Реальность естественная и реальность абстрактная" и позже получивших название "неопластицизма": оппозиция цвет ("первостепенный" - красный, синий, желтый) и нецвет (черный, серый, белый); оппозиция горизонтали и вертикали, оппозиция измерений. В июле 1919 он возвращается в Париж и занимается системой перпендикулярных черных полос разной ширины, которые ограничивают плоскости чистых цветов, значение которых по отношению к холсту варьируется в зависимости от цвета. На протяжении 12 лет он пишет в этом стиле около 70 картин, иногда смещая цветовые плоскости к краю холста ("Композиция с красным, желтым и синим", 1921, Гаага, Муниципальный музей), используя только нецвета ("Композиция в белом и черном", 1926, НьюЙорк, Музей современного искусства) или варьируя ширину черных линий ("Композиция 1 с черными линиями", 1930, НьюЙорк, собрание Дж. Л. Синиера Младшего). Каждое из этих новшеств повторено и изменено в позднейших

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 2928 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5[>]